Форум » Всё о мире коротышек » Экранизации » Ответить

Экранизации

Боцман: Давайте про экранизации поговорим) Кто какие знает? Мне лично известны всего три. Первая - мультфильм "Незнайка на Луне" то ли конца 1990-ых, то ли 2000-ого года, смутно помню, что нравился и что при прочтении книги был удивлён большим количеством различий. Кажется, в мультфильме было много больше Пончика и его похождений. Вторая - мультфильм "Незнайка в Солнечном городе", кукольный, крутили по телеканалу "Культура" году так в 2005-ом. А может, и в 2006-ом. Если мне не изменяет память, снят строго по книге. Какого времени экранизация - не помню. Третья - советская короткометражка по рассказу "Винтик, Шпунтик и пылесос". Другие экранизации есть? Фильмы? Мультфильмы по первой книге?

Ответов - 20

Чарли Блек: Я в детстве видел серию мультфильмов, кажется кукольных... по первой и, возможно, второй книгам... Но, в отличие от кукольного мультика ВИГ, они мне не очень нравились - казались слишком уж примитивными... А вообще надо бы пересмотреть)

саль: Моей любимой экранизацией всегда была та, которую, строго говоря, трудно считать экранизацией. Если короче, "Незнайка с нашего двора"

саль: Но если вспоминать давнюю давность, то помнится мне еще какой-то мультик - рисованный. Запомнилось, что в нем Незнака рисовал портреты, и именно там (не по книге), он нарисовал Винтика и Шпунтика с носами болт и гайка. Там еще рвали Незнайкины картины, прыгая на них, повисая и раздирая собственным весом. Есть еще кукольный по первой книге. Многосерийный. Довольно близкий к книге, но Незнайка там откровенно глупее. (Прибивает гвоздем табличку к воздушному шару). Мне было обидно, что сценарист - сам Носов. Кстати, песня про кузнечика оттуда.

Сачок: "Незнайка учится" очень старый

Чарли Блек: саль пишет: Есть еще кукольный по первой книге. Многосерийный Да, вот его я и имел в виду... Но уже лет 20-25 не пересматривал...

саль: Посмотрел оба мультфильма: и про пылесос, и "Незнайка учится". Они явно с одной колодки. А фильм "Незнайка учится" уже вплотную подводит к воздушному шару. Возможно, так и задумывалось. Думаю, просто подвел метраж.

Сачок: "Винтик и Шпунтик веселые мастера" - 1960 год. "Незнайка учится" 1961 год

Гкмнвронк: "Весёлые картинки. Фантазия в стиле ретро" - 1996 год.

Сачок: Ну, если брать фильмы, в которых Незнайка фигурирует, как один из 8 веселых человечков, то их наберется несколько.

Сачок: Я знаю про концерт и про Обещалкина

Чарли Блек: Сачок пишет: Я знаю про концерт и про Обещалкина Про Обещалкина я в прошлом году как раз смотрел. Сачок пишет: Ну, если брать фильмы, в которых Незнайка фигурирует, как один из 8 веселых человечков, то их наберется несколько. Но вообще там, где Клуб весёлых человечков, на мой взгляд своя особая вселенная. Каждый персонаж получается вырван из своего привычного книжного контекста, и в итоге от характеров мало что остаётся. «Обещалкина» я смотрел после перечитывания «Карандаша и Самоделкина» Юрия Дружкова, но ощущение было, что мультфильмовские Самоделкин с Карандашом к своим тёзкам из книги никакого отношения не имеют - просто другие персонажи с теми же именами, разве что облик схож.

саль: Чарли Блек пишет: Но вообще там, где Клуб весёлых человечков, на мой взгляд своя особая вселенная. Каждый персонаж получается вырван из своего привычного книжного контекста, и в итоге от характеров мало что остаётся. Это верно. Карандаш - важная персона, а не импульсивный художник. Самоделкин не добряк, а сухой, инертный технический спец. Что касается конкретно Незнайки, ничего не остается от его живости, активности, неудовлетворенного честолюбия. Все его слова: "А я не знаю!" Он кажется и в концерте не участвует, разве что на заднем плане, в подтанцовке.

Сойка: Здесь вот об одной экранизации. Сергей Лукьяненко НЕЗНАЙКА НА ЛУНЕ. ВПЕЧАТЛЕНИЯ ДИЛЕТАНТА " — Если бы они только ели! Богач ведь насытит брюхо, а потом начинает насыщать свое тщеславие!" (с) Н. Носов " — Жалеть не будут коротышки, и не потратят время зря, коль будут все жевать коврижки конфетной фабрики "Заря!" (с) Н. Носов " — Игрушки-тамагучи! Конструкторы "Лего"! И тогда вы тоже можете сделать ракету как у Винтика и Шпунтика и полететь на Луну!" (с) реклама на кассете. " — Песенки Звездочки пела прекрасная актриса и певица Кристина Орбакайте!" (с) один известный режиссер. Часть первая. Почему я так люблю Незнайку? "Что ж, здесь вполне хорошо! — благодушно подумал Незнайка". Когда-то, давным давно, уже почти четверть века назад, моему старшему брату надоело читать мне сказки. Он взял с полки толстый зеленый том и сказал: — Читай! — Нэ! — мрачно сказал я. — Дальше! — И! — А вместе? Обучение заняло полчаса. Буквы я знал, но вот как из них получаются слова... — Николай... — растерянно прочел я. — Николай Носов... — Теперь открывай и читай, — сказал мой мудрый старший брат. Ему было десять лет, а когда вам пять — то десять это целая вечность. И я заболел Николаем Носовым. Будь выбор книги менее удачен, я мог бы отбить себе интерес к чтению навсегда. Но... Незнайка — это было открытием... Мир "коротышек", таких же детей, как и я, но живущих без взрослых, и у которых ТАКИЕ приключения... Это сейчас я понимаю, что вся "трилогия о Незнайке" является уникальной, редчайшей удачей современной детской сказки. А тогда я только с ужасом смотрел, как тают толстые книги. И впитывал все, что вложил туда автор. Когда я в первом классе объяснял учительнице, во сколько раз сила тяжести на Луне меньше земной — это был Незнайка. Когда я популярно объяснял ей же, что такое акции и акционерные общества — это была заслуга Носова. Вкладчики АОО "МММ"! Ау! Вы не читали в детстве Незнайку? "Богачам-то прекрасно было известно, что все эти акционерные общества и компании устраиваются лишь для прикарманивания чужих денег, или, говоря проще, для облапошивания бедняков." Приключения, характеры, знания, мораль — все было вложено в книгу, и так легко и органично — что ни одному ребенку и в голову не приходило, что его не просто развлекают, его учат... Вот почему я так люблю эту книгу. Вот почему у меня мороз проходил по спине, когда я натыкался в интернете на "продолжение" Незнайки некоего умельца из Питера... Но известие о том, что снят мультфильм о Незнайке на Луне я воспринял с радостью. И даже рекламная компания невиданного для России масштаба меня не насторожила. Наоборот, порадовала... умеют и наши рекламировать хорошие вещи! Я не ждал подвоха. Наверное, давно не перечитывал Носова. И Незнайка, спящий где-то в моей душе, только улыбался, глядя, как я с готовностью выкладываю шестьдесят фертингов за яркую коробочку... "Обычно лунатик покупает лишь те вещи, про которые читал в газете, если же увидит где-нибудь на стене ловко составленное рекламное объявление, то может купить даже ту вещь, которая ему не нужна вовсе." Часть вторая. Первые разочарования. "...в действительности это были не кусты, а небольшие карликовые деревья." Я привык к лицензионным кассетам. Я отвыкаю от честных пиратских кассет, куда записывали два фильма. От чего прикажите отвыкать дальше, господа лицензионщики? Да, я прекрасно понимал, что на кассетах будет... ну, по два, по полтора часа записи. И готов был платить свои фертинги — со смешной целью "поддержать отечественную мультипликацию". Но такое!!! Две кассеты. На каждой — по сорок пять минут записи. Из нее — пятнадцать минут тупой рекламы. Оп-ля! Совесть надо иметь... Я повертел кассеты в руках. Крепко выматерился. И повторил: "надо поддержать нашу мультипликацию..." Видик сглотнул первую кассету и я стал смотреть. Стал смотреть ЭТО... Незнайка в моей душе хихикнул и отвернулся. Часть третья. О кривых руках и бесталанных талантах. "Незнайка попробовал его и тут же выплюнул, до того оно оказалось кислое." Создатели этого "шедевра" сделали изначально верный ход — использовали прекрасные рисунки Г.Валька как основу для создания мультфильма. Но... Есть разница между черно-белыми иллюстрациями и цветным мультфильмом. Надо уметь работать с цветом, а не просто тупо расскрашивать одежду Незнайки, исходя из четких указаний в тексте... Получилось что-то уродливо пестрое. С какого-то момента я стал смотреть без цвета — вы знаете, гораздо лучше выглядит! Кривые руки "художников-заливщиков" и прочих создателей мультфильма менее видны... Ладно, это чисто моя вкусовщина. Идем дальше. Сам стиль мультипликации... Я понимаю, что до Уолта Диснея нам далеко. Не японская "анимэ" — и то хорошо. Но ведь есть прекрасная отечественная школа мультипликации, есть люди, умеющие работать в мультфильмах со вторым планом, с глубиной... Ничего! По большей части — плоская картинка. Двигающийся комикс. Просто и удобно... Ладно, у мультипликаторов кривые руки, а кушать хочется всегда, простим... Звук. "Композитора" можно поздравить особо. Музыка в мультфильме либо дрянная, либо чужая. Да, нетрудно надергать из классики фрагментов... но хоть бы накладывали их органично! От "фигаро здесь, фигаро там", сопровождающего появление Жулио меня пробила нервная дрожь. Хорошая работа "композитора" была бы просто незаметна. Здесь она бьет по ушам. Даже воровать надо умело... Озвучка... Отдельный вопль. СКОЛЬКО МОЖНО! До каких пор роли, которые нужно озвучивать детям, будут озвучивать пожилые тети? От одного вымученно-писклявого голоса бабушки, озвучившей Незнайку, можно забыть о мультике навсегда. От взгляда на этих героев озвучки — на одной из рекламных акций — хочется плакать. Бабушка выходит на сцену и начинает лепетать "голосом Незнайки" о том, что "денежек хочется побольше". Да, верно, шила в мешке не утаить... На роль львенка в "Короле Льве" американцы пробовали сотни детей. И не только подбирая верный голос и интонации. Еще и потому, что образ актера, который будет мелькать на всяких рекламных акциях, не должен противоречить мультяшному образу. Неужели только иностранные режиссеры сейчас способны искать в России юных актеров, как случилось с тем же "Колей"? Ладно. Это все вкусовщина. Идем к главному — к сюжету! Часть четвертая. Веяния времени, или Незнайка в борьбе за экологию! "Правда, эти припарки не всегда помогают. Посмотришь на такого богача издали — как будто нормальный коротышка, а приглядишься поближе — самый простой баран." Одна мысль терзала меня до просмотра. Как? Как в наши времена победившей демократии и процветающего капитализма рискнут снимать мультфильм о... страшно сказать... борьбе с капитализмом? Как? Да очень просто! Нет на Луне никакого капитализма. Точнее, есть, но с ним вроде бы и бороться не стоит. Все беды — от господина Спрутса, чьи химические заводы отравляют Луну. Экология страдает, от того все беды — и продажные полицейские, и нищие, и Остров Дураков. Помните старый, тридцатых годов фильм "Остров Сокровищ"? Где Джим на самом деле оказался девушкой-революционеркой, а сокровища Флинта пошли на дело шотландской народно-освободительной борьбы? Тот же самый принцип. И, кстати, не только в плане политической корректировки и ангажированности. Куда смешнее другое... Помните, был в книге такой друг Незнайки — Козлик? Так вот, Козлика больше нет. Козлику сделали операцию по смене пола и назвали... нет, не Козочкой, что было бы логично. Козлик стал Звездочкой. Той самой, которую озвучивала величайшая из актрис и певиц, Кристина Орбакайте. Звездочка. Угу. Тускленькая, правда. Нет, нет, я далек от мысли, что бедному Козлику сменили пол, имя и профессию лишь для того, чтобы безголосая, но ангажированная певица, плохонькая актриса (пересмотрите "Чучело", прежде чем спорить), смогла повысить свою популярность в детских кругах! Нет! Будем исходить из другой версии! Пол Козлику сменили в целях правильного сексуального воспитания детей. У Незнайки, правда, на Земле осталась подруга — Кнопочка, но странно было бы ему не завести новую на Луне. Кстати, "Звездочка" — единственный из персонажей мультика, имеющий фигуру не "пупсика", а скорее нимфетки... Удивительно, как сходятся противоположности! Поделка коммунистических времен и поделка времен демократических сошлись воедино... О мелких пакостях сюжета я уж и не говорю. Выкинутые эпизоды, добавленные эпизоды, перерисовка внешности отдельных персонажей, воровство приемов у Уолта Диснея (вспомните, откуда взят сон Незнайки в ракете)... А судя по всему, детей ждет еще пара кассет этого чуда. Не меньше. Потом еще и игрушки-тамагучи "Воспитай своего Незнайку", комиксы "Незнайка затыкает Спрутсу выхлопную трубу", "Незнайка и Звездочка против Миги и Жулио", раскраски "Звездочка на выставке мод", настольная игра "Общество Гигантских Растений", компакт-диски "Кристина Орбакайте поет песенки Звездочки"... "Мы попросту перейдем в другую комнату, а когда насвиним там, перейдем в третью, потом в четвертую, и так, пока не загадим весь дом, а там видно будет." Огромный простор для работы! Можно еще переделать книгу. Кому сейчас нужен оригинальный текст Носова? Даешь "Незнайка в борьбе за чистый воздух!" Только я больше ЭТОГО не покупаю. Более того. Отныне и навсегда, во всех случаях, кроме самых исключительных, я не буду покупать лицензионных кассет с нашими фильмами. Хватит, убедился. ...Я отложил кассеты, убрал их в самый дальний угол, помолчал. Прислушался — Незнайка уже не смеялся надо мной. Пожал плечами, стянул свою голубую шляпу, почесал затылок. Кажется, он хотел спросить, "разве я тебя не предупреждал?" Предупреждал, конечно. Еще четверть века назад. Но вот... купили меня на ностальгию. Ты же знаешь, Незнайка, какая эта страшная штука — ностальгия... Ничего. Бывает. Все мы сейчас на Дурацком острове, и всех нас методично превращают в баранов. Ничего. Пробьемся. Желаю всем хороших фильмов и хороших книг. 1999 г.

Чарли Блек: Сойка пишет: Сергей Лукьяненко НЕЗНАЙКА НА ЛУНЕ. ВПЕЧАТЛЕНИЯ ДИЛЕТАНТА Да, Лукьяненко большой поклонник Носовского Незнайки. Даже свой ЖЖ ведёт под именем «Доктор Пилюлькин», и поначалу в каждом посте приводил какую-нибудь подходящую по теме цитату из высказываний самого Незнайки или его друзей.

Маккуро Куроске: Чарли Блек пишет: но ощущение было, что мультфильмовские Самоделкин с Карандашом к своим тёзкам из книги никакого отношения не имеют - просто другие персонажи с теми же именами, разве что облик схож. Мне встречалось утверждение, что Самоделкин имеет грузинское происхождение, впервые появившись в каких-то грузинских мультфильмах. Не знаю, действительно ли это так, и насколько его характер там схож с "книжным". Признаться, книжного Самоделкина я совсем не помню, а из союзмультфильмовских мультиков он мне запомнился эдаким саркастичным спецом в своём деле на фоне остальной команды больших или меньших раздолбаев. Мультиков этих я не видел с детства, но запредельно сорванный голос Самоделкина врезался мне в память надолго. саль пишет: Это верно. Карандаш - важная персона, а не импульсивный художник. Председатель всё-таки. Положение обязывает. Мне вот до сих пор не очень понятно, почему ему дано имя, в те годы находившееся весьма на слуху и принадлежавшее совсем другому персонажу. Помню, как в детстве я увидел мультфильм 1954 года "Карандаш-охотник" и очень удивился, что Карандаш так непривычно выглядит. А уже в 1956 году начали выходить "Весёлые картинки", в которых Карандаш уже не имел ничего общего с Михаилом Румянцевым.

Чарли Блек: Маккуро Куроске пишет: Мне вот до сих пор не очень понятно, почему ему дано имя, в те годы находившееся весьма на слуху и принадлежавшее совсем другому персонажу. Возможно, по некоторому сходству — коротенький, полноватый, немного неуклюжий, но притом обаятельный и добрый. Да ещё причастный к «чудесам». Цирк ведь тоже своего рода «чудо».

Сачок: Тут не согласен. Карандаш кроме имени еще и предмет. Тождество может быть немотивированным.

Швамбран: Из фильмов самый лучший - "Незнайка с нашего двора", при том, что он, насколько я знаю, единственный. Из мультфильмов лучшие - "Незнайка учится" и "Винтик и Шпунтик - весёлые мастера" Петра Носова. Очень обидно, что Пётр Николаевич не смог (или не захотел) продолжить экранизицию произведений своего брата - если бы появились последующие серии про путешествие на воздушном шаре, Солнечный город и т. д., то сегодня они были не менее известны чем, скажем, "Ну погоди!" На второе место я бы поставил "Незнайку и Баррабасса", который, хотя и снимался по произведениям Анны Хвольсон, всё-таки ближе к миру Носова обилием разнообразной техники. Вообще, это достаточно оригинальное и запоминающееся произведение на довольно-таки бледном фоне постперестроечной российской мультипликации, которое мне нравится куда больше, чем "Незнайка на Луне" 1997 года. Ну а кукольные "Приключения Незнайки" и "Незнайка в Солнечном городе" - откровенно слабые мультфильмы.

саль: Швамбран пишет: На второе место я бы поставил "Незнайку и Баррабасса", Надо будет посмотреть

Чарли Блек: Я наконец добрался до мультфильма «Незнайка на Луне», и теперь отпишусь о впечатлениях. По-настоящему классный мультик. Я даже не ожидал настолько высокого качества от нашей мультипликации 1990-х годов, когда, как известно, «большой» отечественный кинематограф пребывал в глубоком упадке. В мультфильме масса мини-приколов, «гэгов» и шуток, которых не было в книге — вроде полёта Незнайки верхом на вентиляторе при первом появлении невесомости или эпизода, где Незнайка своей грозной тенью перепугал злого жука, собиравшегося на него напасть. Или игры слов, когда вывеской соляного промысла Пончика стала музыкальная нота «соль». В книге эти моменты были бы лишними, но в ткань мультфильма вписались идеально, и без них мультик, пожалуй, вышел бы пресным. Вообще я не сторонник переделки сюжетных линий в экранизациях, но замена Козлика на журналистку Звёздочку мне понравилась. Сразу появилась некая «искра» в гендерном смысле, чего мне не хватало в книге, да и вообще у Носова. Тем более, Звёздочка получилась по-настоящему живая, а не такая безупречно правильная, как Синеглазка или зануда Кнопочка из первых двух сказок. И не настолько страждущая, как Козлик, на которого у Носова постоянно сыпались всякие неприятности. Так что всему своё место: пусть в книге будет Козлик, а в мультике Звёздочка. Любопытно впрочем, что и сам Козлик не был вырезан полностью, а появился в качестве камео в сцене под мостом. Также забавной мне показалась замена собак на крокодилов. Правда, эта режиссёрская находка — не просто отдельный шуточный элемент, а часть целой системы переделок в сюжете, призванных заменить Носовскую классово-идеологическую основу аполитично-политкорректной темой экологии. Согласно мультфильму, Луна претерпевает экологическую катастрофу: из всех животных смогли выжить только хищные крокодилы, а растения не просто маленькие, как в книге, но вообще отсутствуют. Пища же производится из синтетических суррогатов. И именно с этой бедой земные коротышки должны помочь справиться лунатикам. Учитывая эпоху выхода мультфильма, подобная идеологическая цензура выглядит естественной, да и все логические ниточки увязаны грамотно, вплоть до того, что даже Дурацкому острову придумана новая роль, связанная с загрязнением окружающей среды. Но всё же я предпочёл бы, чтобы идеологию сохранили Носовскую. Вместе с тем, чувствуется, что создатели мультфильма с уважением отнеслись к книжному канону. Внешние образы персонажей созданы на основе рисунков Генриха Валька, чьи иллюстрации к третьей книге считаются классическими. Сюжет содержит также отсылки к первой и второй книгам: эпизод с майским жуком, изобретение воздушного шара, финальная ссора Незнайки со Звёздочкой, дословно копирующая аналогичную сцену с Кнопочкой, которую задела реплика про влюблённость. Правда, обыгрывая сцены из первых книг, мультфильм как бы исключает их сюжеты из своей гипотетической предыстории: если, скажем, воздушный шар изобретён только теперь, значит никакого полёта коротышек в Зелёный город попросту не было. Экранное время распределено между персонажами в иной пропорции, нежели в книге. Заметно расширена роль редактора Гризля. Больше стало самогО Незнайки — в книге он порой надолго исчезал из сюжета или превращался в пассивного наблюдателя. Зато сократились сюжетные линии Спрутса, Скуперфильда и прочих членов Большого Бредлама. Не знаю, можно ли вообще разобраться в кознях этих злодеев, если смотреть мультик, не прочитав предварительно книгу. Финальная часть сюжета, к сожалению, оказалась скомкана. Спрутс как-то очень вскользь лишился своих заводов, но и только. Судьба остальных миллионеров не оговаривается. Могущества, денег и власти у них никто не отнял. Нет ни «парадного шествия» невесомости по планете, ни «победы трудового народа», ни диверсии Спрутса и Жулио со взрывом ракеты. Незнайкина драматичная ностальгия, едва не стоившая ему жизни в финале, тоже пошла под нож. Остались некоторые мелкие неувязки. В частности, должна была как-то «выстрелить» подмена чемоданов, но этого не случилось. В целом сюжет мультфильма построен на удивление увлекательно: хоть я уже давно вышел из возраста, в котором мультики идут «на ура», а всё равно «Незнайку на Луне» посмотрел с удовольствием. Для сравнения, разрозненные серии советского мультфильма по первым книгам я уже лет в 12–15 смотреть не мог — слишком они казались скучными. Озвучка в мультфильме выше всяких похвал. Интонации Незнайки и других коротышек живо напомнили мне любимую с детства пластинку-инсценировку по мотивам первой сказки. Голоса Клары Румяновой и Михаила Кононова неподражаемы. А озвучка Кононовым крысоподобного редактора Гризля явно подразумевает преемственность с образом пирата Крыса из знаменитой «Гостьи из будущего». Также хочется отметить красивое музыкальное сопровождение на основе классической музыки. Вообще мне мало что нравится из инструментальной классики, но композиции, выбранные для мультфильма, пришлись по душе, в частности фрагменты сюиты «Пер Гюнт». Так что, пожалуй, зря я столько лет откладывал знакомство с этим мультфильмом. Несмотря на некоторые недочёты, он оказался настолько симпатичен, что, думаю, можно пересматривать его каждый год.



полная версия страницы