Форум » Всё о мире коротышек » Утопия вечного лета » Ответить

Утопия вечного лета

Чарли Блек: Пришло мне на ум, что из всех сказок самыми привлекательными для меня оказываются те, в которых содержится тот или иной элемент утопии. Причём утопия не обязательно должна проявляться в виде технических достижений будущего (как в Солнечном городе Носова, в Булычёвской "Алисе" и т.д.) или же затрагивать социальную структуру общества. Можно обойтись и без этого. Так, для меня в значительной мере утопична Волшебная страна Волкова, хотя технически она довольно отсталая по нынешним меркам, да и социально там не всё гладко: есть господа и слуги, богачи и бедняки. Отчётливо утопичен Баум, хотя он заведомо не претендует на реализм да и вообще на возможность воплощения в жизнь своих сказочных построений. Тем не менее, декларированное им всеобщее счастье в Стране Оз, отсутствие смерти, старения, болезней, голода, изнурительного труда, плюс наличие волшебства - всё это ярко выраженная утопия. И здесь я подхожу к миру коротышек Носова. Как отмечал Борис Карлов, у коротышек тоже в общем-то нет ни старения, ни неизбежности смерти. Смерть возможна: Незнайка мог убиться на газированном автомобиле, попасть под поезд, не дотянуть в ракете до Земли, однако это всё были бы скорее исключения - несчастные случаи, редкая, неизвестная пока науке болезнь. В остальном же век коротышек не отмерен ничем. У него не задано верхней границы. И ещё один признак утопии - вечное лето. Если у Волкова оно заявлено напрямую, как одно из фундаментальных отличий Волшебной страны, - то у Носова, да кстати и у Баума, вечное лето действует просто по факту. Авторы не оговаривают его открыто, однако сколько бы ни продолжались приключения их героев, и сколько бы книг о них не было написано, действие всегда будет происходить летом. Правда, тексты Носова я знаю хуже Волковских. Поэтому мне показалось даже, будто у Носова вообще нигде не упоминаются зимние и осенние реалии, даже вскользь. Однако уточнение насчёт снега и ёлок в Змеевке опровергло эту гипотезу.

Ответов - 10

Сачок: Про Змеевку еще говорится, что малыши весной спасают друг друга от наводнения, а зимой катаются на коньках.

саль: Не только. Отряд Знайки вернулся, когда уже распустились осенние, автор добавляет, а значит самые красивые цветы. И еще. Малышки говорят, прилетайте к нам весной. Это так красиво, когда цветут яблони.

Сойка: А Фуксия? Изобрела искусственное солнце. Его будут запускать зимой.

саль: Вот с этим солнцем это как раз утопия. Но про дрова и печки вообще-то нигде не говорится. только про холодную комнату в милиции

Сойка: А это при чём?

Чарли Блек: Да, выходит, я многое упустил из виду, как со мной часто бывает) Впрочем, «в кадре» всё равно царит вечное лето.

саль: Что ж. Вечное лето, это так сказать основной литературный фон. То, что идет "по умолчанию". А говоря проще -комнатные условия,перенесенные на улицу. Когда возникает что-то другое (холод, сырость, грязь, пекло) - это уже обстановка изображаемая намеренно. А если не изображать вообще никакой, читатель сам довообразит именно приятное лето. Примерно то же в паре день-ночь. День главный. Правда меня самого очень часто тянуло к ночным событиям.

Puhlyak: А в первой книге (про Зеленый город) и у Карлова в "Снова на луне" упоминаются новогодние празднества... И в "Солнечном городе" однажды мельком упоминается зима...

саль: Puhlyak пишет: упоминаются новогодние празднества Да, и не просто новогодние празднества, а именно зимние, со снегом. А вот Карлова "Снова на луне" читать не приходилось

Чарли Блек: Я Карлова читал в 2000-м году, с тех пор подзабыл основательно. Нынешней весной взялся перечитывать первую его книгу, "Остров Голубой звезды", но что-то вот пока застрял в районе 10-й главы.



полная версия страницы