Форум » Всё о мире коротышек » Почему у трилогии Носова не может быть продолжения » Ответить

Почему у трилогии Носова не может быть продолжения

Чарли Блек: Заметка «Незнайка и сошествие во ад», автор Мария Елифeрова. Опубликовано 19 января 2018, источник — https://gorky.media/context/neznajka-i-soshestvie-vo-ad/ За ссылку спасибо tmoss1! Незнайка и сошествие во ад Почему у трилогии Носова не может быть продолжения В этом году исполняется 60 лет с момента первой публикации книги Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе». «Горький» объясняет, почему про Незнайку вышло всего три книги, а четвертой не бывать. Заодно вспоминаем, как взрослели герои Носова, как менялся их мир от тома к тому, и откуда у Незнайки постравматический синдром. Детской литературе довольно сложно стать по-настоящему сериальной: ее герои имеют неприятное свойство вырастать. До того, как Джоан Роулинг выполнила свой рискованный эксперимент, предъявив публике повзрослевшего героя, писатели пытались обходить эту проблему разными путями. Александр Волков после третьей книги заменил Элли ее младшей сестрой, а Туве Янссон написала последний роман о муми-троллях без самого Муми-тролля. Обычно же оптимальной формой для детских книг неизбежно оказывается дилогия или трилогия — от «Алисы» Кэрролла до «Темных начал» Филипа Пулмана. И хотя Пеппи Длинныйчулок у Астрид Линдгрен в конце третьей книги совершает обряд отмены взросления, мы-то понимаем, что он не подействует — Пеппи вырастет, как и все. Одному писателю, впрочем, удалось придумать мир, лишенный этого недостатка. Герои носовского цикла про Незнайку — вечные дети. Во вселенной Носова нет взрослых, персонажи не растут, не стареют, не размножаются и не умирают. Это, безусловно, уникальная инновация автора. Хотя злые языки и говорят, что Носов заимствовал своих персонажей из «Царства малюток» Анны Хвольсон, в действительности между сказками двух авторов нет ничего общего, кроме отдельных имен. В сказке Хвольсон действуют привычные читателям XIX века эльфы, обитатели леса: они живут в норках и дуплах, пьют росу с цветов и болтают с русалками. Кроме того, они разновозрастные — у некоторых седые усы и бороды. Герои же Носова — обычные дети, живущие в современном городе, но уменьшенные в размерах и избавленные от необходимости расти. Это действительно гениальная находка, которая теоретически позволила бы продолжать сериал до бесконечности: ведь Незнайка и его друзья не меняются. И все же Носов, как его многие предшественники, ограничился трилогией (фанфики оставим в стороне). В чем же дело? Как представляется, дело в самом внутреннем устройстве мира Носова — вернее, миров, потому что мир каждой из повестей устроен по-своему. Мир первой книги («Приключения Незнайки и его друзей») во многом сохраняет условность литературной сказки. Там не объясняется, кто построил дома для коротышек, кто и как изготавливал детали для машин Винтика и Шпунтика. Герои первой части «Незнайки» — это дети, играющие во взрослых. Охотник Пулька не только никого не убивает — нам вообще не сообщают о том, на кого он охотится и есть ли в окрестностях Цветочного города дичь. Он просто отыгрывает ролевые стереотипы «охотника»: ходит с ружьем и собакой. Доктора Пилюлькин и Медуница более «настоящие», но в тех рамках роли доктора, на которые способен ребёнок, — позировать в белом халате и мазать чем-нибудь синяки и царапины. Что касается Тюбика и Цветика, их профессиональная деятельность — искусство — и так максимально близка к игре. Впечатление «мира понарошку» не перебивают даже описания постройки воздушного шара и выращивания фруктов, поскольку все это подано опять же как увлекательная игра. Современного читателя может удивить технологическая компетентность Винтика и Шпунтика, однако в эпоху, когда писалась книга, иметь базовые навыки механика считалось для мальчиков хорошим тоном: умение собрать радиоприемник или починить мопед не было особой экзотикой. Носов просто утрирует привычные занятия детей того времени. Совсем иначе дело обстоит в следующем романе. Парадоксальным образом, хотя завязкой «Незнайки в Солнечном городе» служит появление волшебной палочки, мир в этой книге предельно рационализирован. Еще по дороге в Солнечный город герои встречают множество чудес, но это чудеса, созданные человеческим разумом, причем способы их создания подробно разъясняются. Эта модель по сути не сказочная, а научно-фантастическая, и, как водится в фантастике 60-х, персонажи вынуждены каждый раз выслушивать продолжительные лекции о том, как все эти достижения техники работают. Основные чудеса, конечно, поджидают их в Солнечном городе — взрослый читатель без труда улавливает в этом названии отсылку к «Городу Солнца» Кампанеллы. И, разумеется, Солнечный город представляет собой утопию — как научно-технологическую, так и социальную. На читателя обрушивается лавина информации об устройстве фабрик, домов, быта, досуга и самого общества этого города. Становится наконец ясно, для чего автор подсунул Незнайке в попутчики Пачкулю Пестренького с его правилом ничему не удивляться: цель рассказа о Солнечном городе — именно удивлять. А в 24-й главе разговор Незнайки с местной жительницей сворачивает в неожиданную сторону: «— Значит, вы должны дать портному за брюки, скажем, грушу, — продолжал Незнайка. — Но если портному не нужна груша, а нужен, к примеру сказать, стол, то вы должны пойти к столяру, дать ему грушу за то, что он сделает стол, а потом этот стол выменять у портного на брюки. Но столяр тоже может сказать, что ему не нужна груша, а нужен топор. Придется вам к кузнецу тащиться…» Это не что иное, как изложение начал экономики в детских популярных книжках того времени. Получается, в Цветочном городе меновая экономика? Это совершенно противоречит игровой условности первой книги, где не объясняется, откуда берутся столы и брюки (да объяснения и не требуется). Если в первой книге мы видим компанию детей, играющих условные социальные роли доктора, механика, художника, то во второй изображено взаимосвязанное, системно функционирующее общество с налаженным бытом. Дома проектируют архитекторы, одежду разрабатывают дизайнеры и производят фабрики. В Солнечном городе есть развитая сфера услуг (отели, такси, столовые) и даже органы охраны правопорядка, хотя и довольно недотепистые. Кроме того, мы впервые узнаем о том, что у коротышек есть документы: водительские права Коржика по ошибке попали к милиционеру Свистулькину, что привело к череде недоразумений. В первой книге ничего не говорилось о том, что в мире коротышек для вождения автомобиля нужны права, да и Незнайка приезжает на своей магической машине без всяких документов. Мир Солнечного города скорее подростковый, чем детский: он лежит где-то в области молодежных утопий, построенных комсомольцами городов будущего. Симптоматично, что и Незнайка в этой книге проявляет себя скорее как подросток, чем как «малыш»: он ведет мучительные разговоры с собственной совестью (интересно, знал ли Носов стихотворение Ахматовой «Одни глядятся в ласковые взоры…»?) и переживает первую любовь: объяснение с Кнопочкой и необычный открытый финал служат постскриптумом ко всем приключениям в Солнечном городе. И совсем уж взрослым оказывается мир третьей книги, неожиданно приобретшей статус культовой в постсоветской России, — «Незнайки на Луне», народной энциклопедии капитализма. Начнем с того, что там почти полностью исчезает слово «малыш» / «малышка» — на весь роман это именование встречается всего один раз, в самом начале. Отметим, что в первой книге это слово употреблено 378 раз, а во второй 86. Взросление мира Носова отражается на уровне лексики! Героев «Незнайки на Луне» и правда затруднительно назвать малышами: не только коренные лунные жители полностью дублируют взрослый мир Земли с его социальными и экономическими отношениями, медиа и рекламой, но и Пончик, ранее умевший лишь объедаться сладостями, обнаруживает нешуточные способности бизнесмена. Излишне напоминать о фантастическом антураже полета на Луну, прописанного не только детально, но и по-взрослому наукообразно: герои обсуждают уже даже не архитектуру и дизайн, как в предыдущей книге, а проблемы физики и астрономии. Самое же примечательное, что мир коротышек в «Незнайке на Луне» вывернут наизнанку по отношению к первой книге. Вначале Носов убеждает нас, что его герои маленькие: они гуляют под одуванчиками и перевозят одно яблоко на грузовике. Но в «Незнайке на Луне» вдруг оказывается, что это не человечки маленькие, а растения на Земле гигантские: на Луне флора пропорциональна людям. (Автор хоть и не настаивает впрямую на том, что гигантские размеры овощей на Земле — заслуга коммунистического строя, но подталкивает читателя к этой мысли). Постойте, а как же измерение роста в ногтях, упомянутое во второй книге? Осел-хулиган Калигула в своей человеческой ипостаси был ростом в 9 ½ ногтей — чьих ногтей? Явно не коротышачьих; но вопрос, предусмотрены ли во вселенной Носова люди обычного роста, повисает в воздухе. А вот что видит Незнайка, возвратившись на Землю: «зеленый луг с пестревшими среди изумрудной травы желтенькими одуванчиками, беленькими ромашками и синими колокольчиками, и деревья с трепещущими на ветру листочками, и синевшая вдали серебристая гладь реки». Минуточку, какого он роста в этой сцене? Он же не с вершины горы смотрит… Носов словно и вовсе забыл о гигантском размере растений. Мир коротышек, таким образом, утрачивает всякую сказочность и сливается с миром обыкновенным — до полной неразличимости. Носов, по-видимому, и сам это чувствовал: как бы спохватившись, что сказочности маловато, он вставляет в роман эпизод с Дурацким островом (наспех позаимствованный у Карло Коллоди — с заменой ослов и в романе смотрящийся инородным телом). Вымывание сказочности разрушает сказку: вселенная Носова исчерпывает сама себя. И хотя Незнайка, едва вернувшись с Луны, тут же изъявляет готовность отправиться в новое путешествие, продолжение невозможно. Незнайка приземлился в обыденной взрослой реальности, в которой его ждут старение и смерть. В полете он ведь действительно едва не умирает — никогда Носов раньше не описывал с таким натурализмом и драматизмом болезнь в мире коротышек. Итак, проблема взросления все-таки догнала Незнайку с неожиданной стороны. Тот, кто вернулся на Землю, почти что восстав из мертвых, уже не Незнайка. Вместо мифологического вечного ребенка — юноша с посттравматическим синдромом. Непреднамеренное сошествие во ад и спасение Луны, которой учинили судный день в лучших традициях новозаветной эсхатологии, обошлись слишком дорого. Сказка истребила сама себя. Вот почему попытки вернуть Незнайку в игровой мир Цветочного города обречены оставаться на уровне фанфиков.

Ответов - 49, стр: 1 2 All

Manteuffel: Барбос пишет: Про фанатские каноны и их сходство с ЗВ Вы писали пр уровни канона. Я же немного о другом. Я писал о содержании. Литературка по ЗВ в 90 гг. схожа с "продолжениями" Незнайки. Однотипность и самоповторность. Однажды Чарли Блэк на примере Урфина Джюса и Огненного бога маранов доходчиво объяснил разницу между тем, когда работает мастер и "продолжатель"/МТА. Не одному бы МТА и в голову не пришло бы придумать продолжение истории Урфина с участием гигантских орлов, племенем дикарей и псевдокультом. Продолжатель придумал бы, как Урфин вновь заполучил порошок и настрогал больше солдат

tmoss1: Вот кстати! Никто пока не написал, как Незнайка вновь заполучил Волшебную Палочку, поехал в Солнечный город и надел там ещё больше делов.

tmoss1: Manteuffel пишет: А в чем собственно проблема? Вон у Толкина во Властелине Колец Леголас - по типажу инфант, мальчик, (мужиками в братстве выступают Арагорн и Боромир) но при этом мальчик которому больше 1500 лет. Да тот же Феанор обладал тем еще юнешеским максимализмом. Так что мешает придумать, что коротышки - долгожители, для которых быть вечно молодыми - норма и все зависит от того, как решит Так про эльфов же сразу прописано, что они бессмертные. И вокруг этого там многое вращается, целая философия наворочена! Manteuffel пишет: А почему сразу Луна? Почему не история о более раннем Солнечном городе? Ну типа молодой растущий город в стилистике "ревущих двадцатых". Ага, и с древними ветрогонами. Так тоже хорошая идея, я просто написал первое, что в голову пришло. А вариантов может быть много. Manteuffel пишет: А зачем в принципе копание в древности? Если есть настоящее время, где размах для творчества имеется (если на то пошло, то даже Цветочный город за 3 книги за пределами дома Знайки - одно сплошное белое пятно. Так что мешает восполнить пробел? И это тоже хорошая мысль. Никто не мешает ведь думать во всех направлениях.


Барбос: tmoss1 ты гений! Давайте ещё чего-нибудь придумаем и отпугнем фанфишеров!

Барбос: tmoss1 Эльфы не бессмертны. Они только живут долго - как говорил сам Толкин. Не помню точно где.

tmoss1: Manteuffel пишет: Вселенная Звездных Войн не сразу строилась. Если хорошенько вспомнить, то в свое время все началось не очень гладко. В начале 90 гг, когда запустили Расширенную Вселенную, рынок был просто наполнен целой чередой дешевых и однотипных книжонок, с одинаковыми сюжетами. Просто берущиеся за написание графоманы ничего не могли придумать оригинального (здесь конечно играла роль и полтика издательства, зарабатывающая деньги ) Это наводит вот на какую мысль. Если бы Игорёк Носов не сидел на своих правах на Незнайку, как собака на сене и не обладал закостнелым мышлением, он бы мог заключить с издательством, скажем, "Эксмо", контракт. А далее издательство нанимает профессионалов (разных там Лукьяненко, Зоричей, да их там много - одну только серию "Сталкер" пишут десятки авторов) и они за деньги пишут такой корпус книг. Темы - расписать заранее план-проект и раздать задания. Кто-то пишет про переселение внутрь Луны, кто-то про ранний Солнечный город, кто-то про Цветочный, кто-то пишет Незнайку на Марсе и т.д. и т.п. Только обязательное условие - сохранять стилистику Носова. Получилось бы что-то удобочитаемое? А вот не знаю.

Барбос: tmoss1 пишет: Это наводит вот на какую мысль. Если бы Игорёк Носов не сидел на своих правах на Незнайку, как собака на сене и не обладал закостнелым мышлением, он бы мог заключить с издательством, скажем, "Эксмо", контракт. А далее издательство нанимает профессионалов (разных там Лукьяненко, Зоричей, да их там много - одну только серию "Сталкер" пишут десятки авторов) и они за деньги пишут такой корпус книг. Темы - расписать заранее план-проект и раздать задания. Кто-то пишет про переселение внутрь Луны, кто-то про ранний Солнечный город, кто-то про Цветочный, кто-то пишет Незнайку на Марсе и т.д. и т.п. Только обязательное условие - сохранять стилистику Носова. Получилось бы что-то удобочитаемое? А вот не знаю. Если бы они работали сообща, и старались бы....То наверное, бы можно было целую каноничную вселенную и привлечь к этому делу фанатов. Могли появиться игры и экранизации. Да, такие - чтобы составить соперничество Вархаммеру 40000 (не ошибаюсь с названием?). Но могли также и появиться АУ - хотя....Deltarune нормально же приняли?

tmoss1: Идея-то, кстати, не такая и плохая. Уверен, что подростки, особенно читавшие в детстве трилогию, стали бы покупать такую серию. Не уверен, что в этой нише (подростковой приключенческой литературы) сейчас какое-то пересыщение. А что надо издательству? Чтоб читатели платили денежки, больше ничего. Но всё может обломаться вот по какой причине - рынок бумажной литературы стремительно летит в пропасть... tmoss1 а как думаешь - сможем ли мы (я, ты, Мантуфель) написать коллективный фанфик? Ох, сомневаюсь. Коллективное творчество - очень тяжёлая штука. Каждый ведь пишет в своём темпе. Кто-то фонтанирует текстом, а я вот, рожаю в час по чайной ложке.

Барбос: tmoss1 пишет: Но всё может обломаться вот по какой причине - рынок бумажной литературы стремительно летит в пропасть... А всё из-за некачественной литературы.... Да и наверняка, сейчас почти каждый второй читатель - пират. Просто зачем покупать настоящую книгу, когда можно найти электронную и бесплатно?

Manteuffel: Барбос пишет: Просто зачем покупать настоящую книгу, когда можно найти электронную и бесплатно? Тем не менее Гарри Поттер вышел тиражом в 300 млн книг. Цифры, которые и не снились Пушкину и Толстому в 19 веке Рано хоронить бумажную книгу. Бестселлеры расходятся как горячие пирожки по выходу.

Manteuffel: tmoss1 пишет: Так про эльфов же сразу прописано, что они бессмертные. И вокруг этого там многое вращается, целая философия наворочена! Ну а что мешает придумать, что коротышки - долгожители? Почему срок жизни должен отмерятся людским? И почему их переодизация жизни должна быть аналогичной людскому? tmoss1 пишет: Только обязательное условие - сохранять стилистику Носова Стилистика Носова - это стилистика детской литературы. Здесь главный вопрос в том, для кого автор изначально собирается писать? Стилистика Носова сойдет для исключительно детской литературы. В прынципе Игорь Носов так и написал

tmoss1: Ну, значит с оговоркой - стилистику Носова в применении к подростковой литературе. Вот Карлов - его продолжения для кого? Вроде для детей, но вроде и не для детей.

Барбос: tmoss1 Карлов, ИМХО, пишет скорее для подростков. От 12-13 лет. На его сайт зайди.

Барбос: Manteuffel пишет: Ну а что мешает придумать, что коротышки - долгожители? Почему срок жизни должен отмерятся людским? И почему их переодизация жизни должна быть аналогичной людскому? я вот когда-то писал на Библиотеке Фанона Незнайки такую серию, как "Эпоха новых приключений Незнайки". Кому интересно: https://bibliotekafabonneznaiki.fandom.com/ru/wiki/Эпоха_Новых_Приключений_Незнайки

tmoss1: Барбос пишет: я вот когда-то писал на Библиотеке Фанона Незнайки такую серию, как "Эпоха новых приключений Незнайки". Кому интересно: https://bibliotekafabonneznaiki.fandom.com/ru/wiki/Эпоха_Новых_Приключений_Незнайки Ну так это ж вымышленная эпоха. Это только оглавление. Реально-то таких рассказов и мультфильмов нет.

Барбос: tmoss1 да.... "Эпоха" это только название. Там почти несколько таких эпох. Вдохновлялся Расширенной Вселенной...

Manteuffel: tmoss1 пишет: Вот Карлов - его продолжения для кого? Вроде для детей, но вроде и не для детей. Карлова не читал. Но скорее он в большей степени писал для себя (вроде в википедии указанно, что он взялся за продолжение, которое не смог дождаться от других)

Барбос: Manteuffel эта информация есть в описании книги на большинстве сайтов.

Manteuffel: Барбос пишет: эта информация есть в описании книги на большинстве сайтов Что и требовалось доказать



полная версия страницы