Форум » Коротышки других писателей » Остров Голубой Звезды, Борис Карлов » Ответить

Остров Голубой Звезды, Борис Карлов

Чарли Блек: Книгу Бориса Карлова «Новые приключения Незнайки: Остров Голубой Звезды» я прочёл в 19 лет и долго считал образцом высококлассного «продолжательства». По моим меркам, она лишь немного недотягивала до уровня Носова. В нынешнем году я её перечитал — и впечатления вынес противоположные. 1. За вычетом сАмого начала и отдельных эпизодов (например, посещения заброшенного Каменного города) повесть показалась мне утомительно скучной. В 19 лет я проглотил её за пару недель, теперь же мусолил свыше полугода. 2. Структура книги — чрезвычайно рыхлая. Слишком много намешано сюжетных линий, слишком много действует групп персонажей (причём переходящих одна в другую). По ходу чтения я сто раз запутался, кто из коротышек на свободе, кто в плену, где там спасатели, где пираты, где туземцы, где роботы и т.д., кто чего хочет, а главное — с кем из них сейчас Незнайка. Вся история показалась непомерно затянутой. 3. Но особенно неприятное ощущение оставила атмосфера книги: речь и поведение героев порою вызывали оторопь. Пачкуля Пёстренький, а часто и Незнайка у Карлова получились вульгарнее и злее своих канонических прототипов. Временами они походили на начинающих уголовников. Если у Носова коротышки могли по-детски досадовать или обижаться на своих товарищей, то у Карлова доходит до настоящей ненависти, резкой и глубокой неприязни (отношение к Пончику и др.). Приведу несколько цитат.[quote]К Пёстренькому тотчас подскочил Незнайка. — Ты что, пойдёшь без меня? – зашипел он злобно.[/quote]Я бы, например, перефразировал эту ремарку как «с обидой зашептал он». Но автор не разменивается на такие мелочи. [quote]В это время все арестанты с "Волчка" и дали дёру. Я ему говорю: "Ты что, идиот, сбрендил? Нюх потерял? На кого покусился, сволочь?" <...> Ну, этот псих продолжает...[/quote]Это уже не светлый Носовский мир, а какая-то воровская малина. [quote]«...он выслушал Злючкина от начала до конца. А когда тот плюнул в объектив...»[/quote][quote]«— Как это что?! – в ярости зашипел Незнайка. <...> Пёстренький ничуть не выказал своего волнения и сплюнул.»[/quote]В общем, книга Карлова, на мой нынешний взгляд, получилась стилистически вульгарной и грязной, чего не было у Носова, который, как истинный мастер слова, сумел удержаться в рамках детской сказки, даже описывая каталажку, ночлежку, «бомжующих» коротышек под мостом и т.д. И сейчас я, пожалуй, впервые понял, что в чём-то разделяю чувства Игоря Носова, который книги Карлова воспринял как покушение на чистую добрую сказку своего деда. Что, впрочем, не делает Игносова талантливым писателем. 4. В остальном лексика Карлова тоже взрослее, чем в каноне: встречаются словосочетания «астральное тело», «змей-искуситель», «давить на психику». Поначалу Карлов ещё пытается подражать стилю Носова, но затем уходит в отрыв. 5. Ещё один существенный минус — образ Пончика. Носов тоже подшучивал над эгоистичностью, трусоватостью и обжорством Пончика, однако знал меру. Носовский Пончик не герой, но и не антигерой, а простой обыватель, в котором пока ещё не проснулась сознательность, присущая остальным обитателям симпатичного коротышечьего мира. Карлов же превратил Пончика в настоящего Руфа Билана — мерзкого, лживого и подлого, без единого проблеска совести. При этом вовлечение Пончика в череду приключений Карлов практически скопировал из сюжета «Незнайки на Луне». Можно было бы проявить больше оригинальности. 6. Попытки политической сатиры в книге Карлова смотрятся отталкивающе и неубедительно: Верховный Совет Рабочего союза трудоголиков и Политбюро голодранцев — дурят головы доверившимся им коротышкам не хуже, чем жулики и бизнес-воротилы на Носовской Луне. Тем самым Карлов одновременно как бы и продолжает традиции Носова, в сказках которого всегда находилось место социально-политическому пласту, но вместе с тем и развенчивает «просоветскую» социальную платформу, на которой строились Носовские сказки. Также в книге Карлова земные коротышки называют друг друга «господами» (от чего меня коробило ещё в 19 лет), а денежное обращение на планете Колобок подаётся как элемент вполне благополучного и правильного мироустройства. Носовское отношение к деньгам как бы выводится за скобки. Не исключено, впрочем, что за минувшие 17 лет взгляды Карлова переменились. По крайней мере, в интернете он теперь позиционирован как православный патриот и сталинист. 7. Карлов допускает несколько ляпов по отношению к канону. Во-первых, забывает о размерах: его коротышки явно крупнее Носовских. Они используют скорлупки грецких орехов как чаши, а чтобы накормить небольшую группу пленных коротышек требуется несколько бананов. В другой сцене коротышки играючи бросаются желудями. В моём представлении, Носовским коротышкам одного банана хватило бы на месяц, из грецкого ореха вышло бы корыто, а жёлудь оказался бы просто неподъёмным и травмоопасным. Во-вторых, по Карлову, Незнайка после возвращения с Луны долго лежал в больнице, лечась от лунной болезни. Это противоречит финалу Носовской трилогии, где Незнайка, лишь коснувшись Земли и выплакавшись, уже был совершенно здоров. 8. Есть нестыковка в самом Карловском сюжете, когда Незнайка и Пёстренький попадают внутрь «Волчка», где время идёт ускоренно, а Знайка слушает их разговор по рации. Реально он должен был бы услышать затянутые нечленораздельные шумы на низких частотах. 9. Как отмечал раньше Саль, у Карлова наблюдается дублирование имён: Бублик, Ёршик, Пегасик — у Носова так звали совсем других коротышек. Аналогично — телевизионщик Спрутик (у Носова был миллиардер Спрутс). При этом Карловский Бублик манерой речи напоминает Карасика (из «Незнайки в Солнечном городе») с его вечными «извините за выражение». И так же тянется в экскурсоводы. 10. Ещё есть не то чтобы недостатки, но скорее лично мне антипатичные моменты. Мне не нравится, что Карловские коротышки перестали летать в космос. Не вызывает симпатии подземный Земляной город, обнесённый глухой стеной: как в таком жить? Непонятным для меня остался обморок Знайки и его истеричная грубость после обморока: совершенно лишняя сцена, не обоснованная сюжетной необходимостью. 11. Однако отмечу и сильные стороны Карловской повести. Прежде всего, хороша идея с плаванием. Недаром её потом заимствовал Игносов; и надо признать, у Карлова плаванье вышло гораздо интереснее Игносовского (по крайней мере первая часть). Корабль «Стрекоза» красиво назван и остроумно устроен. 12. Карлову удалось создать привлекательные живые образы: корреспондентка Кроха, изобретательница Клюковка-Огонёк, инженер Буравчик, отважный малыш Ластик. Вообще приключения Ластика и связанная с ним весёлая неразбериха — лучшие страницы повести. 13. Вводя собственных персонажей, Карлов не забывает и Носовских героев. Мало кому из продолжателей удавалось соблюсти баланс между своими и каноническими героями. Чаще «новые» вытесняют «старых» почти полностью; иногда наоборот — продолжатель тасует знакомую колоду, а сам способен придумать лишь вспомогательных статистов. Карлов с этой проблемой справился на твёрдую четвёрку. Но вот Незнайки у Карлова, как и в 3й Носовской книге, маловато. Он не может поспеть всюду, а ветвящихся линий в сюжете явный избыток. 14. Похвалить автора хочется за сказочное настроение в Каменном городе, где живёт старый Крокус. Есть что-то величественное и таинственное в огромных покинутых каменных зданиях, напоминающих древние времена. Тоже одна из лучших глав книги. 15. Вольно или невольно, Карлов следует Носовской негласной иерархии персонажей: когда Знайка попадает в плен, Винтик по умолчанию воспринят всеми как командир «Стрекозы» и всей экспедиции. В общем, выводы мои таковы: 1. В книге Карлова есть и плюсы, и минусы, но минусов больше. И всё же, как литературное начинание — книга небезнадёжна; её имело бы смысл пропустить через хорошего редактора, который сократил бы объём, упростил сюжет, выправил стиль и слог. Увы, пока действует авторское право, такая доработка невозможна. 2. Изначально я планировал перечитать обе книги Карлова. Но с учётом озвученной критики, браться за вторую книгу пока расхотелось. Тем более, что она мне и в 19 лет казалась слабее первой. 16.12.16 17:10.

Ответов - 20

саль-2: В целом я согласен почти со всем написанным. И впечатление у меня примерно то же. Единственно, не читал я эту книгу в 19 лет и потому не могу сказать. как бы я ее воспринял молодым. Добавить мало что смогу. Разве то, что фантастику включенную Карловым я воспринял с еще большей неприязнью, она совершенно лишает коротышек своеобразия. И еще. Карлов избавился от "коротышкости" коротышек и другим способом - как бы населил коротышками не только всю Землю, но и вообще другие планеты. Они стали "людьми вообще". Не говоря уже о том, что сам Незнайка превращен в штатного возмутителя спокойствия. Он проявляет бестолковость, как будто исполняет специальную обязанность. Хочу добавить по поводу того, что Карлова следовало бы пропустить через грамотную знающую редактуру. Всегда это можно сделать неофициально, не для публикации (как были попытки со спорной сказкой "Тайна заброшенного замка"). Но найдется ли у кого охота этим заниматься?

Чарли Блек: саль пишет:Разве то, что фантастику включенную Карловым я воспринял с еще большей неприязнью, она совершенно лишает коротышек своеобразия. По части фантастических элементов, они у меня вызывали двойственное чувство. Задумки в стиле машины времени (хронооболочка и т.п.) я воспринял со сдержанным интересом; возможно эту тему можно было бы даже развить как продолжение Носовской традиции остроумного научно-технического изобретательства в мире коротышек. (Хотя термин "динамик" у Карлова мне не понравился: всё время казалось, будто речь идёт об акустическом приборе.) А вот Карловские роботы-коротышки у меня сходу вызвали неприязнь. Отчасти это обусловлено было иллюстрациями: там эти лысые роботы с бандитскими физиономиями смотрелись словно участники криминальных разборок между бритоголовыми "братками" из лихих девяностых. саль пишет:Хочу добавить по поводу того, что Карлова следовало бы пропустить через грамотную знающую редактуру. Всегда это можно сделать неофициально, не для публикации Вообще да... Хотя я бы, например, не взялся: и мастерства не хватит, и сама Карловская основа уже не кажется такой вдохновляющей, как когда-то.

Чарли Блек: саль пишет: сам Незнайка превращен в штатного возмутителя спокойствия. Он проявляет бестолковость, как будто исполняет специальную обязанность. Кстати было бы, мне кажется, небезынтересно выявить "ядерные качества" Носовского Незнайки. До сей поры у изданных продолжателей всё как-то мимо получается. Карловский Незнайка - просто хулиганистый малый, искатель приключений вопреки "системе". Игносовский - ещё и несмышлёныш, с эгоистическими устремлениями, хотя небезнадёжный. А вот правильный (Носовский) Незнайка - какой он? Как его писать, чтобы образ соответствовал духу канона, вызывал у читателей те же чувства?


Чарли Блек: Чарли Блек пишет:Если у Носова коротышки могли по-детски досадовать или обижаться на своих товарищей, то у Карлова доходит до настоящей ненависти, резкой и глубокой неприязниSabretooth пишет: На носовской Луне тоже такое бывало: «Отскочив шага на два-три назад, она навела на Незнайку фотографический аппарат и сделала снимок. Увидев это, Мига окончательно вышел из себя. Он подскочил к Незнайке, вырвал у него из рук плакат и со злостью швырнул его на пол, после чего подскочил к представительнице рекламной фирмы и дал ей пинка ногой. Представительница, однако, не пожелала остаться в долгу и в свою очередь дала ему пинка, ударила по голове плакатом, плюнув, в довершение всего, на рукав пиджака».

Коля: Чарли Блек пишет:А вот правильный (Носовский) Незнайка - какой он? перечитал трилогию вместе с сыном. а вот продолжений не читал ни в детстве, ни сейчас. так вот, по свежим следам могу отметить в ответ на ваш вопрос. основное "свойство" Незнам Незнамовича, мне кажется - его развитие от книги к книге, жалко, если последователи это не отразили. если в первой истории он врун, хвастун и тд, то в поездке на Луну - уже человек, на которого можно положиться, который если и попадает в смешные ситуации, то ведет себя очень даже разумно и порядочно. этот рост героя обязательно должен учитываться в продолжении его истории. другое дело, что неясно, каких еще качеств недостает главному герою. навскидку я бы сказал, что это заброшенная перед поездкой в Солнечный город физика-мизика, да линия романтического роста, застывшая на Кнопочке... ознакомлюсь с указанными произведениями, возможно, напишу больше.

Бофкин: Чарли Блек пишет: . Но особенно неприятное ощущение оставила атмосфера книги: речь и поведение героев порою вызывали оторопь. Пачкуля Пёстренький, а часто и Незнайка у Карлова получились вульгарнее и злее своих канонических прототипов. Временами они походили на начинающих уголовников. Если у Носова коротышки могли по-детски досадовать или обижаться на своих товарищей, то у Карлова доходит до настоящей ненависти, резкой и глубокой неприязни (отношение к Пончику и др.). это ты еще "Остров Высокой травы" не читал.

tmoss1: Чарли Блек пишет:​ Во-первых, забывает о размерах: его коротышки явно крупнее Носовских. Они используют скорлупки грецких орехов как чаши, а чтобы накормить небольшую группу пленных коротышек требуется несколько бананов. В другой сцене коротышки играючи бросаются желудями. В моём представлении, Носовским коротышкам одного банана хватило бы на месяц, из грецкого ореха вышло бы корыто, а жёлудь оказался бы просто неподъёмным и травмоопасным.​ Ну, нет конечно. Высота оригинального носовского коротышки примерно 10 сантиметров. (средний огурец). Поэтому конечно, банана бы хватило, чтобы поесть один раз нескольким коротышкам. Жёлудь вполне подьёмный, хоть и не настолько лёгкий, чтобы им перебрасываться как мячом, грецкий орех если и чаша, то большая, ну типа тазик. Ну, не с муравьёв же они размером. саль-2 пишет:​ И еще. Карлов избавился от "коротышкости" коротышек и другим способом - как бы населил коротышками не только всю Землю, но и вообще другие планеты. Они стали "людьми вообще".​ Ну, начал-то это дело ещё сам Носов, который населил коротышками всю Луну. То есть, прилетев на Луну, и прилунившись наугад Незнайка тут же обнаружили именно коротышек, потом при следующем случае прилунения уже Пончик обнаружил опять коротышек, и наконец, спасательный отряд Знайки прилунился на другую сторону шара и опять же напоролся на коротышек. Вывод, вся Луна населена ими, а раз вся Луна, то почему не вся Земля?... и т.д.

Manteuffel: tmoss1 пишет: Ну, начал-то это дело ещё сам Носов, который населил коротышками всю Луну Ну как бы Луна и Земля - это двойная планета, поэтому более менее логично. Вообще аутентичным мир коротышек был в первой книге. Далее из-за успеха книги, автора понесло.

Чарли Блек: tmoss1 пишет: Поэтому конечно, банана бы хватило, чтобы поесть один раз нескольким коротышкам Думаю, больше ) Средний банан - сантиметров 20, средний огурец - 10. Значит, объём банана примерно в 8 раз превышает объём огурца. Теперь попробуем перевести из коротышечьих в человеческие пропорции. Средний человек весит, скажем, 60 кг. Значит, "банан", который этому человеку и его друзьям надлежит съесть на обед, должен весить порядка 480 кг. Тем более у Карлова речь не про один банан, а про несколько.

tmoss1: Чарли Блек пишет: Средний банан - сантиметров 20, средний огурец - 10. Значит, объём банана примерно в 8 раз превышает объём огурца. Почему же в 8-то раз? При одинаковой примерно толщине.

Manteuffel: tmoss1 пишет: Почему же в 8-то раз? При одинаковой примерно толщине Одной большой тыквы хватит чтобы накормить несколько человек за раз. А что говорить про плод, что в два раза больше человека. Чарли все верно говорит про то, что Карлов прогадал с размерами.

tmoss1: Я и не спорю, что Карлов с размерами не подрасчитал, но и не на столько, на сколько пишет Чарли.

Чарли Блек: tmoss1 пишет: Почему же в 8-то раз? При одинаковой примерно толщине. Почему одинаковой? ) Длина в 2 раза больше, ширина и высота тогда тоже окажутся раза в 2 больше каждая. Три двойки перемножить - получится восемь. А толщиной с банан будет разве что тот огурец, которому по комплекции соответствуют Пончик и Сиропчик

tmoss1: Чарли Блек пишет: Почему одинаковой? ) Длина в 2 раза больше, ширина и высота тогда тоже окажутся раза в 2 больше каждая. Три двойки перемножить - получится восемь. А толщиной с банан будет разве что тот огурец, которому по комплекции соответствуют Пончик и Сиропчик Это всё теория. Которая и так вызывает вопросы. Например, человек (коротышка) в профиль всё-таки имеет несколько меньшие размеры, чем в анфас. Но критерием научной истины, как известно, является эксперимент! И в данном случае он явно требуется. Надо взять в магазине 10-сантиметровый огурец, стандартный банан и измерить их объёмы. И сравнить. Нужен только большой мерный цилиндр. Что-то мне подсказывает, что разница будет не 8 раз.

tmoss1: Огурец и банан куплены. Огурец чуть больше 10 см, где-то 11, но это не принципиально, в пределах разброса роста коротышек. Ну что, Чарли, продолжишь настаивать на разнце в 8 раз?

tmoss1: Ну что, объем огурца, подрезанного до 10 см оказался приблизительно 100 мл. Объем банана вместе со шкуркой приблизительно 230 мл. (банан для измерения пришлось порезать, целиком в стакан он не входил). Vб/Vо = 2,3

Чарли Блек: tmoss1, какой симпатичный эксперимент! Да, видимо 8 раз - оказалось ошибочным преувеличением ) Но всё же замечу, что в эксперименте есть некоторая погрешность, влияющая на результат. Если бы огурец составлял 10 см в длину не в результате подрезки, а от природы, то он, вероятно, был бы тоньше. Возможно, разница в объёмах оказалась бы трёхкратной, а не 2,3 и не 8. Кроме того, у Носова говорилось, что коротышки ростом не со средний, а с небольшой огурец. Рост Незнайки в 3-й книге указан как 72 "стандартных измерительных единицы", из чего кто-то (чуть ли не тот же Карлов) делал вывод, что Незнайка ростом 7 см 2 мм.

Manteuffel: Чарли Блек пишет: Рост Незнайки в 3-й книге указан как 72 "стандартных измерительных единицы", из чего кто-то (чуть ли не тот же Карлов) делал вывод, что Незнайка ростом 7 см 2 мм А почему одна стандартная единица - это один миллиметр? Кстати рост Калигулы - 114 миллиметров. У Незнайки что получается, 72 миллиметра? (навряд ли Калигула почти в два раза выше среднего коротышки)

massimoling: Мне не вполне понятно происхождение имени Чек (в оригинале, как я понимаю, это Пëстренький). Слишком уж оно ассоциируется с магазинным чеком, это имя бы подошло кому-нибудь из лунных дельцов :) Взломщик (Винтик) для положительного персонажа тоже как-то не очень подходит, хотя идея понятна — мол, большой мастер и умелец в технике (ср. «хакер»). Зубрилка (Кнопочка?) — тоже какое-то «неприятное» имя, тем более оно не отражается в личности героини. При этом в основном замены имён приемлемые, вроде Пухлик (Пончик), Шестерёнка (Шпунтик) и даже сам Карлуша (Незнайка). Правда, Студент вместо Знайки тоже смущает, хотя альтернатив не придумывается сходу (разве что Умник, но это слово тоже с ироничным оттенком).

massimoling: Чарли Блек пишет: Рост Незнайки в 3-й книге указан как 72 "стандартных измерительных единицы", из чего кто-то (чуть ли не тот же Карлов) делал вывод, что Незнайка ростом 7 см 2 мм. Возможно, речь об этой статье? https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/263230-uchebnyj-proekt-istorija-neznajki В ней действительно делается вывод «рост Незнайки — 72 стандартных измерительных единицы, следовательно, 72 мм»: За конкретными размерами мы обратимся к третьему роману-сказке Н.Н.Носова «Незнайка на Луне». И в девятой главе романа мы обнаружим исчерпывающие сведения. «Ваш рост, выраженный в стандартных измерительных единицах, равняется семидесяти двум. Значит, вы коротышка среднего роста… (заметим в скобках, что обмер Незнайки происходит в полицейском отделении, куда тот попал почти сразу же по прибытии в государство лунных коротышек) Измеряем окружность вашей головы… Вот так… Тридцать единиц. Видим, таким образом, что у вас голова большая… Измеряем ваш нос и видим, что он длиной лишь две с половиной единицы, то есть коротенький». Исходя из «стандартности» лунных единиц, читатели, следовательно, могут узнать, что рост Незнайки — 72 мм (как у небольшого, но и не маленького огурчика), нос — всего 2,5 мм, зато окружность головы — аж 30 мм!»



полная версия страницы