Форум » Коротышки других писателей » Игорь Носов, наследник и преемник » Ответить

Игорь Носов, наследник и преемник

Сойка-2: В доступных источниках об этом человеке сказано очень мало. Практически повторяется одно и то же. 17.11.15 19:23

Ответов - 16

Сойка-2: Правда тон сообщений разный. Вот нейтральный и тяготеющий к объективному. Игорь Петрович Носов (г.р. 1962) – внук Николая Николаевича Носова, фотокорреспондент и детский писатель. Решился писать собственные рассказы про Незнайку, после того, как в 1999 году петербургский писатель Владислав Юрьевич Шебашов (Борис Карлов) опубликовал своё продолжение Незнайки. В газетной хронике Игорь Носов обсуждается как актуальный детский писатель. Книги «Остров Незнайки» (например, рассказ, как Незнайка был фотографом — и засветил негативы) и «Незнайка в Каменном городе» (экологическая сказка). В 2007 году издана аудиокнига «Большой сюрприз Незнайки». Хотя публикатором треклиста однозначно является Игорь Носов (1. Сюрприз, 2. Лилька-Килька, 3. Ненаучный метод, 4. Бац! и готово, 5. Нужное дело, 6. Говорящий гриб, 7. Привидение в полосочку ), на обложке аудиокниги также фигурирует Николай Носов как соавтор. Вот доброжелательный и поощрительный Игорь Носов родился в 1962 году в Москве. Он является внуком, наследником и продолжателем дела своего знаменитого деда Николая Носова, автора незабываемого сказочного героя Незнайки. В детстве дедушка уделял много внимания малышу, они любили кувыркаться на ковре, играли в железную дорогу, пели. А когда писатель работал, Игорь обожал сидеть у него под столом. После того, как Владислав Шебашов посягнул написать продолжение «Незнайки», началась борьба за нарушение авторских прав. Носовы отстояли эти права. Игорь Носов решил на практике продолжить дело своего легендарного родственника. И Незнайка стал героем книг Игоря Герой детских книг Игоря Носова отличается от Незнайки Николая Носова. Всё-таки это два разных автора. И время, и читатели тоже другие. К сожалению, на наследие деда и продолжение его творчества посягал уже не один автор, и поэтому Игорю приходится регулярно следить за нарушителями. В 2007 году была издана аудиокнига под названием «Большой сюрприз Незнайки», авторами которой были указаны оба Носова – Николай и Игорь.

Сачок-2: По-моему лучше составить свое мнение. Тексты И. Носова в общем доступны. Встречаются в сети и читательские отзывы, правда редко. К сожалению, многие авторы этих отзывов путают, о каком из Носовых идет речь.

Сачок-2: Да, про Карлова писали гораздо подробнее При всем своем трепетном отношении к библиотекам, скажу: пожар, уничтоживший многотысячное Александрийское книжное собрание, был для средневекового мира (нет худа без добра) благом. Без него мы бы до сих пор читали новые версии и многосерийные продолжения созданных в античное время сочинений. А так средневековые книгочеи за недостатком книг были-таки вынуждены сочинять «чего-нибудь новенького», напрягая свое воображение. Ныне мы вновь оказались в том положении, в котором находился античный мир в пору своего пышного заката. Наше поколение — это поколение читателей, выросшее среди выдуманных героев и вымышленных миров. И нам так трудно — да и не хочется — придумывать что-то заново: ведь мы так уютно чувствуем себя среди знакомых и любимых с детства персонажей. Гораздо более заманчиво снова оживить их, поместить в новые обстоятельства и посмотреть, как они будут выкручиваться. Новые встречи с хорошо знакомым старым — вот камертон нынешней литературы, рассчитанной на телезрителей сериалов, длинных, как китайская лапша. И тем не менее... Тем не менее, критически подходить к книжке, написанной Борисом Карловым, вовсе не хочется. Наверное, потому, что она дышит искренним восхищением по отношению к автору первых повестей о Незнайке – Николаю Носову — и нежной любовью к его крошечным героям. Борис Карлов — явно из тех редких людей, которые не только помнят увлечения своего детства, но и умеют их не стесняться. В самом деле, не каждый взрослый солидный дяденька признается, что до сих пор упоенно читает о приключениях коротышек в Солнечном городе и на Луне. И уж тем более в том, что мечтает прочитать их продолжение. (Сам. Носов не исключал, что может появиться новая книжка о Незнайке). Борис Карлов оказался самым нетерпеливым из читателей. Он так устал ждать продолжения, что решил написать его сам. Результатом и явилась книжка, которую выпустило питерское издательство «Азбука». На мой взгляд, главное, что сумел сделать Борис Карлов — это уловить ритм носовского повествования, его дыхание; поэтому действие движется естественно, а герои ведут себя так, словно и не было в их жизни сорокалетнего перерыва, и только неделю назад закончилось трудное и опасное путешествие на Луну. Неугомонные коротышки мастерят корабль и отправляются в путь по Огурцовой реке. Но впереди их ждут не только прелюбопытные встречи с малышами и малышками из Земляного и Каменного городов, но и столкновения с морскими пиратами и даже борьба с инопланетными злодеями. И несмотря на то, что пираты — тоже коротышки (а их предводитель пьет не ром, а какао, — расплескивая его на штаны и премерзко чавкая печеньем), опасности, которым подвергаются маленькие герои, и подвиги, которые они совершают, — самые настоящие. Сохраняя заданный Носовым живой и непринужденный ритм рассказа, Карлов легко вводит в повествование и новых героев (бородатого старосту Крокуса, отважную корреспондентку Кроху, неистощимую на выдумки изобретательницу Клюковку — под пару деловитому Знайке), и новые реалии. С тем же вкусом, с каким Носов описывал устройство автомобиля, работающего на газировке, Карлов посвящает читателя в технические подробности строительства водометного корабля «Стрекоза», рассказывает об энергетическом обеспечении Земляного города или о звездах местного телевидения (один из директоров которого носит нежное имя Спрутик). И хотя временами встречаются в тексте слова, малопонятные детям (например, «одиозный») — это тоже не плохо: рядом всегда найдется взрослый, способный незнакомое слово объяснить. А еще лучше читать эту книжку вслух, возродив традицию тихих семейных вечеров: несомненно, взрослые получат удовольствие не меньшее, чем их продвинутые чада. Ю. Зартайская, «Питерbook»


Маккуро Куроске 2: Сачок пишет: бородатого старосту Крокуса Что-то слышится родное (с).

Чарли Блек: Маккуро Куроске пишет: Что-то слышится родное (с). Прем Кокус)

tmoss: Вот тут кстати, 3 эфира с Игорем Петровичем Носовым на "Эхе Москвы" https://echo.msk.ru/guests/7485/ Эфир от 10.01.2009 можно начинать слушать с 20:40. У Носова оказывается и правнучка уже писатель! Эфир от 24.11.2018 можно послушать пару минут вступления, а затем сразу перематывать на 20:20, где и включается Носов-внук.

бофко: tmoss спасибо за ссылку

Чарли Блек: tmoss пишет: Вот тут кстати, 3 эфира с Игорем Петровичем Носовым на "Эхе Москвы" Расшифровка с сайта "Эхо Москвы": Эфир 1: 13 декабря 2008 Жизнь автора «Незнайки и его друзей» (100-летие со дня рождения писателя Николая Носова) КСЕНИЯ ЛАРИНА: 9 часов 35 минут. Продолжаем нашу «Детскую площадку». Ко мне присоединяется моя коллега Майя Пешкова. Майечка, доброе утро. МАЙЯ ПЕШКОВА: Доброе утро. К. ЛАРИНА: И у нас в гостях Игорь и Лилия Носовы, детские писатели и продолжатели рода Носовского. Здравствуйте. Доброе утро. Отмечаем мы столетие со дня рождения Николая Носова. Вот в течение уже нескольких… Вот когда это случилось? ИГОРЬ НОСОВ: 23 ноября. К. ЛАРИНА: Т.е. в течение уже почти месяца. Ну, у нас, кстати, много в этот месяц попало юбилеев. Мы отмечали юбилей Виктора Драгунского, и Бориса Заходера, да, Май? М. ПЕШКОВА: Да, творческий вечер Бориса Заходера. К. ЛАРИНА: Так что у нас какой-то цветник детских писателей. Книги Носова, конечно же, переиздаются, это просто замечательная новость для всех поклонников творчества этого совершено уникального автора, автора для всех, не только для детей. Я не знаю, убеждена, я думаю, Вы со мной согласитесь, что это автор и для детей. И для взрослых. И. НОСОВ: Однозначно. К. ЛАРИНА: Да, правда, же, и ничего не устаревает. Даже в течение всей нашей жизни, так или иначе, возвращаешься к «Незнайке в Солнечном городе», «Незнайке на Луне». Столько возникает аналогий и прямых… И. НОСОВ: В течение столетия уже. К. ЛАРИНА: Да. В течение столетия. Мы давайте сразу скажем про подарки, что мы сегодня подарим нашим слушателям. Пожалуйста, Игорь, скажите. М. ПЕШКОВА: Да, вот такой огромный том Николая Носова «Приключения Незнайки», видимо, сюда вошли все произведения, посвященные Незнайке. И. НОСОВ: Вот в этот том, который я держу в руках. М. ПЕШКОВА: Да. Замечательно. И «Большая книга Незнайки». Что здесь? Большой толстый фолиант с цифрой 100 на обложке. И. НОСОВ: А в «Большой книге Незнайки» два романа Николая Николаевича Носова из трилогии о Незнайке. Это «Приключения Незнайки и его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе». М. ПЕШКОВА: Книги небольшого формата, иллюстрированные Виктором Александровичем Чижиковым. «Женькин клад» и «Витя Малеев в школе и дома». «Заячьи проделки» – это книга Лилии Носовой. А так же две книги Игоря Петровича. Это «Путешествие Незнайки в Каменный город», и вторая книга «Остров Незнайки». Так что мы можем говорить о том, что Незнайка – это Ваш уже фамильный бред. Фамилия героев. И. НОСОВ: Ну, я не люблю слово «бренд». Во-первых, не все его понимают. Я сам до конца не понимаю, что это такое. К. ЛАРИНА: Реликвия фамильная. И. НОСОВ: Да. И потом я считаю, что в искусстве не должно быть брендов. Искусство – это что-то такое очень высокое и очень нежное. А бренд подразумевает, скорее, коммерцию на мой взгляд. К. ЛАРИНА: Игорь, ну, расскажите немножечко о Вашем Незнайке. Он чем-то отличается от Незнайки Николая Носова? Как герой, как персонаж. И. НОСОВ: Да, я думаю, что здесь нет сомнений, что он отличается. Во-первых, любой человек, любой писатель, большой он или маленький, пишет по-своему. И как бы я не учился у деда, каким бы я ни был Носовым, я все равно пишу по-своему. А потом я писал Незнайку через много лет после того, как писал Николай Николаевич. Практически 50 лет прошло с того момента. И естественно, у меня другой язык, у меня другой темперамент, у меня другой взгляд на жизнь, естественно. Самое главное, что я никогда не пытался подделаться под то, что делал Николай Николаевич. Т.е. я старался сделать то, что могу сделать я. То, что мне кажется интересным, и то, что, я надеюсь, будет интересным читателям. Особенно маленьким. К. ЛАРИНА: А как быстро Вы решили все-таки этим заняться? Долго сомневались? Я думаю, что наверняка кто-нибудь у Вас все время говорил: ну, давай, напиши продолжение Незнайки. А Вы все время говорили: да Вы что, это невозможно. И. НОСОВ: Нет, вы знаете, так получилось, что меня к этому никогда никто не призывал. Не подталкивал. И я вообще не думал, что я когда-нибудь буду писать для детей. Потому что такая специфическая вещь тоже уникальная, я бы сказал, профессия. И я мечтал быть кем угодно в детстве, пожарником, космонавтом, путешественником. Потом я всю жизнь мечтал быть фотографом, я им стал. И только когда у меня появился первый ребенок, я стал за ним наблюдать, а потом когда у меня должен был появиться второй ребенок, и я его стал ждать, вот-вот он должен появиться на свет, и он появился, я стал использовать свои первые записи после первого ребенка, и превращать их в рассказы. И некоторые рассказы, которые были написаны сначала не о Незнайке, превратились в рассказы о Незнайке, и они вошли в сборник «Остров Незнайки». Т.е. мой Незнайка очень реалистичен. Он списан с детей, которые меня окружали. С моих детей, с их друзей, но я думаю, что Незнайка Николая Николаевича такой же реалистичный, хотя это сказка. Это сказочные романы, но это очень правдивые произведения. Произведения о нашей жизни, о жизни наших маленьких детей, не только наших детей. К. ЛАРИНА: А у Вас есть свои пристрастия в творчестве Николая Носова? Что Вы любите больше всего? И. НОСОВ: Я очень люблю его короткие рассказы. Наверное, это свойство моего характера, потому что я человек неусидчивый, и я не могу долго работать в любой профессии. Я должен что-то сделать очень быстро. Если получилось, я доволен. Не получилось, ну, скорее всего это брошу и буду делать что-нибудь еще. Поэтому короткий рассказ, — это, ну, я бы сказал, может быть, мой конек. И это был конек Николая Николаевича, потому что, не считая тех романов, и не говоря о тех, если мы возьмем повесть «Витя Малеев» большие повести, то шедевры у него маленькие. Это «Мишкина каша», «Фантазеры», «Живая шляпа». Это коротенькие рассказы, очень короткие рассказы. И получилось так, что мне иногда говорят, что я похож на деда внешне, наверное, и по характеру. Может быть, я на него похож и в каком-то творческом смысле. Что вот короткий рассказ, к которому у него тоже было явное пристрастие, он является и моей любимой профессиональной какой-то стезей. Я бы так сказал. К. ЛАРИНА: Лилия, а у Вас как случилась любовь с литературой? ЛИЛИЯ НОСОВА: Ну, я так часто критиковала его творчество… И. НОСОВ: мое, в смысле, не Николая Николаевича. Л. НОСОВА: Да. Что он сказал мне в один прекрасный день: не села бы ты, сама не написала бы чего-нибудь. Хватит издеваться надо мной. И. НОСОВ: Над моим творчеством. Л. НОСОВА: Это писалось года 4, эти вот 6 рассказов года 4. К. ЛАРИНА: «Заячьи проделки»? Л. НОСОВА: Да, потому что это очень долго было все, я переписывала, я переделывала. Я потеряла в самолете тетрадь, где это было у меня все написано. Я восстанавливала потом все. Ну, я надеюсь, что это должно быть смешным. Я писала это, как нечто такое веселое. И какое-то, ну, чтобы понравилось детям. Потому что, судя по нашей дочери Насте, у не где-то с 3-летнего возраста литература делится на смешную и на вообще. И. НОСОВ: Литература вообще и литература смешная. К. ЛАРИНА: Т.е. Вы ее окружили литературой со всех сторон. И. НОСОВ: Ну, естественно, мы стараемся это сделать…. К. ЛАРИНА: Своей. И. НОСОВ: Нет, не только своей. Л. НОСОВА: Ну, она у нас первый слушатель, первый критик. И если она говорит, что не очень, значит, не очень. К. ЛАРИНА: А кого она предпочитает? Л. НОСОВА: Читать? К. ЛАРИНА: Да. И. НОСОВ: Ну, как ни странно, когда я ее спрашиваю: Настя, а что тебе больше нравится, дедушкины вещи или мои? Не знаю, может, она делает мне комплимент, или она меня любит и поэтому говорит неправду. Но она говорит: ты знаешь. Мне очень нравятся твои рассказы. И я рад этому. Я рад. Ну, мамино тоже творчество… Л. НОСОВА: Там у нас папа-заяц есть такой герой. В общем, он писан с папы, и она это чувствует и знает. К. ЛАРИНА: Ну, вот, скажите, пожалуйста, на Игоря, безусловно, конечно же, в этом даже сомневаться не приходится, творчество деда оказало вот сильное влияние. А у Вас есть какое-нибудь такое окружение, которое с Вами беседует? С которым есть внутренняя связь. И. НОСОВ: Понимаете, я же живу в этой семье. Я постоянно сталкиваюсь каждый день с книгами, вот недавно, ну, как недавно я, несколько лет назад разбирала архивы Николая Николаевича, потому что ни у кого руки не доходят. И я читала его документы, читала письма детей. И мне очень понравилось одно письмо. Дорогой Николай Николаевич, поздравляем Вас с праздником 8 марта. Ученики 2 класса. Писем огромнее количество. Я, конечно, все не перечитала. Но тысячи писем детей. И таких искренних, таких теплых, что просто можно читать эти письма, и радоваться. И знать, что ты любим, я имею в виду, когда он читал, и ты нужен. К. ЛАРИНА: А почему зайцы то? Откуда они взялись? Л. НОСОВА: Да я даже не знаю, эта семья… К. ЛАРИНА: Не коротышки, не дети, а зайцы. Л. НОСОВА: Не знаю, я не могу ответить на этот вопрос. И. НОСОВ: А можно я скажу свое мнение. Видимо, очень часто детей называют зайчиками, белочками. И там хомячками. К. ЛАРИНА: Зайка моя. И. НОСОВ: Ну, это уже в России стало не детским. Л. НОСОВА: Это очень трудно предугадать, что будет написано. Вот я когда садилась, я не знала, что я напишу. Не знала, как это пойдет. Конечно, я не буду себя сравнивать с Пушкиным, но даже Пушкин писал в каком-то письме, что вот моя Татьяна решила выйти замуж. Вот удивила. И поэтому, почему зайцы? Я не знаю, почему зайцы. И. НОСОВ: Ну, там есть и белки. Есть и медведи. Л. НОСОВА: На самом деле это мир, это сказочный лес. Это сказочный лес… К. ЛАРИНА: Зима, снег, ежики. И. НОСОВ: Там разные времена года. Л. НОСОВА: А зайцы – это просто дети. Проказные, как все дети. К. ЛАРИНА: Слушайте, во-первых, это надо теперь все снимать. Л. НОСОВА: В смысле снимать? К. ЛАРИНА: Ну, делать мультфильмы какие-нибудь. Если это написано, надо чтобы дальше что-то с этим делалось. И. НОСОВ: Мысль интересная. К. ЛАРИНА: Вот Ваши проделки — это явно заявка на мультипликационный сериал. Л. НОСОВА: А, знаете, я хочу сказать интересную вещь. Мы же с ним пишем по-разному. Я вижу то, что пишу. Я смотрю мультфильм в голове. Т.е. я записываю… И. НОСОВ: Т.е. она совсем ребенок, видит мультфильм в голове. Л. НОСОВА: А вот он чувствует язык, слышит язык, вот он как-то смакует язык. Я ничего не смакую. Я просто быстренько записываю то, что у меня проскочило. И, конечно, я смотрела мультфильм про зайцев и записывала. Т.е. на самом деле… И. НОСОВ: Внутри головы своей смотрела мультфильм свой собственный и записывала. К. ЛАРИНА: Конечно, хочется, чтобы Вы что-нибудь прочитали, может быть. Что-нибудь небольшое, короткое. Игорь, не прочтете? И. НОСОВ: В смысле из какого-то рассказика? Л. НОСОВА: Да. Ну, пожалуйста, вдруг получится, чтобы просто показать людям, что это такое. И. НОСОВ: Из зайцев или из своего? К. ЛАРИНА: Из Вашего, давайте из «Незнайки». Небольшой какой-нибудь рассказик. И. НОСОВ: Значит, есть рассказ «Настоящий Дед Мороз» … Л. НОСОВА: Под Новый год. Скоро Новый год. И. НОСОВ: Я сейчас попробую быстренько прочесть кусочек этого рассказа. К. ЛАРИНА: Давайте. И. НОСОВ: «Настоящий Дед Мороз». 25 страничка, мы открываем книжку. Одну из тех книг, видите, она шелестит, хрустит. К. ЛАРИНА: Совсем новенькая, да. И. НОСОВ: Рассказ действительно получился под Новый год. До нового года немножко. «Настоящий Дед Мороз». В тот раз мы чуть все не перессорились в школе в последний день перед зимними каникулами. Я им сказав: Дед Мороз есть, он приходит и подарки под елку кладет. А Сашка не верит. Враки все это. Нету никакого деда Мороза. Родственники подарки готовят, а когда мы засыпаем, под елку их подкладывают. Вовсе нет, вмешалась в спор Даша. Если ты сам, Сашечка, не веришь, то за других не говори. Я вот в Деда Мороза верю. Он мне каждый год дарит такие дорогие подарки. Мама с папой мне бы такие не купили. Верно, согласилась Оксана. Я всегда у родителей и бабушек с дедушками прошу подарки, а они ворчат: ты совсем разбаловалась. Учишься с тройками. А все подарки за бешенные деньги просишь. Знаешь, сколько такие куклы стоят? Целую пенсию. Вот так. Они всегда против. Но в Новый год ночью мне кто-то все-таки под елку кладет дорогую куклу. Кто же? Точно, кричит Игорек. И меня за тройки всегда ругают. Пока учиться не будешь по-человечески, будто я обезьяна, никаких подарков не получишь. И все же в Новый год утром я под елкой кучу игрушек нахожу. Значит, меня Снегурочка и дед Мороз любят, потому что я в них верю. К. ЛАРИНА: Прелесть. Это Ваш сборник? И. НОСОВ: Да, это мой сборник. Ну, это часть рассказа естественно. Развязка будет дальше про Деда Мороза. К. ЛАРИНА: Дайте посмотреть эту маленькую книжечку. Я так люблю такие книжечки. Вообще, мы не сказали, кстати, издательство. А в одном все издательстве? И. НОСОВ: Нет, это разные издательства. Вот Вы сейчас держите в руках книжку издательства «Махон», теперь это группа «Аттикус» называется. К. ЛАРИНА: А вот эти вот «Незнайки»? И. НОСОВ: Это тоже издательство «Махаон». Л. НОСОВА: А вот «Махаон» меня издавать не хочет. К. ЛАРИНА: Ах-ах-ах «Махон». Ах ,какой «Махаон». И. НОСОВ: Это издательство «Эксмо» «Заячьи проделки». К. ЛАРИНА: Ну, тоже хорошее издательство. И. НОСОВ: Да, очень хорошее. Мы считаем. И вот очень интересная книжка, которую вы держите в руках, маленькая книжка, это называется «Серия библиотечка Незнайки». К. ЛАРИНА: Очень симпатичная. Сделана она просто замечательно. И. НОСОВ: Мы ее выдумали такой маленькой и решили… К. ЛАРИНА: Карманный формат, очень симпатичный. И. НОСОВ: И решили, что мы с издательством «Махаон», по-старому его называем, будем издавать такую. К. ЛАРИНА: Так и еще один вопрос у меня. Я как-то все пытаюсь расширить пространство действенное. Вот Ваши книжки. А прочитать аудиокнижку? И. НОСОВ: Вот этот вопрос как раз попал в цель. Дело в том, что естественно есть аудиокнижки. Они начитаны. Они начитаны в старые времена добрые, в новые времена, не столь добрые, может быть, для кого-то. Но совсем недавно у меня были переговоры о том, что нужно сделать новую редакцию этих сборников, и, может быть, добавить туда вот эти рассказы. В том числе рассказ «Настоящий дед Мороз», который я сейчас читал. И мне предложили. Это интересное предложение. Самому прочесть несколько рассказов. Я не чтец, я не актер, но так как у нас была страна всеобщей грамотности. Все умели читать, я тоже умел читать. Давно научился. С дикцией у меня, может быть, не все в порядке, но мне правят профессиональные редакторы. Я думаю, что в ближайшее время начитаю эти рассказы, в том числе, вот этот, который читал. И появится несколько компакт-дисков, несколько на МР3 записей, появится все, что было сделано Николаем Николаевичем практически все, все, что сделано мной. И, наверное, мы туда теперь уже после этой передачи придется добавлять туда и «Заячьи проделки» Лилии. К. ЛАРИНА: А как же, обязательно. И. НОСОВ: А то, что же мы здесь поговорили, а ее из этого сборника выбросим. К. ЛАРИНА: Ну, что давайте теперь мы подарил все это замечательное роскошество нашим юным слушателям. Берите наушники, и готовы ли Вы задавать вопрос. Вопросы придуманы, я знаю. Наш телефон, напомню, 363-36-59. И еще раз повторю, что сегодня у Вас есть возможность получить в подарок книгу либо Николая Носова, либо Игоря Носова, либо Лилии Носовой. Пожалуйста, вопросы задают наши гости. И. НОСОВ: Ну, что же, тогда первый вопрос. В каком году вышла книга «Приключения Незнайки и его друзей» именно отдельной книгой. К. ЛАРИНА: Давайте дадим варианты ответа. А то еще будем долго гадать. Два неправильных и один неправильный. И. НОСОВ: В 1950м году, в 1954 году, и в 1956 году. «Приключения Незнайки и его друзей». Когда появилась книга? К. ЛАРИНА: Итак, выбирайте правильный ответ. Ало, здравствуйте. Ало. СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Я выбираю второй вариант. И. НОСОВ: Второй вариант – он правильный. Это 1954 год. К. ЛАРИНА: Это правильный ответ. Как тебя зовут? СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Лида. К. ЛАРИНА: Лида. Молодец. Поздравляем тебя. Отлично. Ответ отличный, и приз тоже будет, надеюсь, отличный. Следующий вопрос. И. НОСОВ: Следующий вопрос. На какой реке стоял Цветочный город? К. ЛАРИНА: Ну, это просто. Варианты не нужны. И. НОСОВ: На какой реке стоял Цветочный город, где жили коротышки? К. ЛАРИНА: Ало, здравствуйте. Говорите, пожалуйста. СЛУШАТЕЛЬНИЦА: На Цветочной. И. НОСОВ: Ошибка. К. ЛАРИНА: А нет, Цветочный город. А река какая? И. НОСОВ: На какой реке стоял? Как река называлась? Она текла через Цветочный город. Л. НОСОВА: Что-то родители подвели. К. ЛАРИНА: Ай, ай, ай, а я думала, сейчас прямо бух и ответят. Ан, нет. Ало, здравствуйте. СЛУШАТЕЛЬ: Огурцовая. К. ЛАРИНА: Правильно. Как зовут тебя? СЛУШАТЕЛЬ: Вася. К. ЛАРИНА: Вась, ты откуда звонишь? Из Москвы? ВАСЯ: Из Гатчины. К. ЛАРИНА: Василий, поздравляем. Телефон записали. Ты у нас тоже победитель. Следующий. И. НОСОВ: На Огурцовой реке. Все правильно. Третий вопрос. На какой улице жил Гунька, лучший друг Незнайки? К. ЛАРИНА: Давайте попробуем. Гуньку помню, улицу не помню. Ало, здравствуйте. Пожалуйста. СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Какие варианты ответа? И. НОСОВ: Вот что значит тестовая система образования, обучения. Ну, вариантов будет три. Улица Маргариток, улица Ромашек, и улица Настурций. На какой улице жил Гунька, лучший друг Незнайки? К. ЛАРИНА: Ну, выбирай. СЛУШАТЕЛЬНИЦА: На улице ромашек. И. НОСОВ: Ошибочка вышла. К. ЛАРИНА: Ошибка. Кто догадался? Ало, здравствуйте. СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Маргариток. И. НОСОВ: Правильно. Гунька жил на улице Маргариток. К. ЛАРИНА: Как тебя зовут? СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Алиса. К. ЛАРИНА: Поздравляем. Молодец. И. НОСОВ: Поздравляем тебя. Следующий вопрос. Кто был чуточку повыше? Винтик или Шпунтик. Было два мастера в Цветочном городе. Винтик и Шпунтик. Кто был чуточку повыше: Винтик или Шпунтик. К. ЛАРИНА: Пожалуйста. Я еще раз телефон напомню прямого эфира 363-36-59. Ало. Здравствуйте. Пожалуйста. СЛУШАТЕЛЬ: Винтик. К. ЛАРИНА: Винтик выше. Насколько? И. НОСОВ: Все правильно. Вот это не сказано, на чуточку. Л. НОСОВА: На треть огурца. И. НОСОВ: Ведь они были ростом с небольшой огурец. Значит, надо считать частями огурцов. К. ЛАРИНА: Как зовут тебя? СЛУШАТЕЛЬ: Даня. К. ЛАРИНА: Дань, ты откуда звонишь? ДАНЯ: Из Москвы. К. ЛАРИНА: Спасибо, Даня, телефон записали. И. НОСОВ: Вот очень сложный вопрос. Был такой поэт цветик. У него было имя Цветик – это псевдоним. Какое настоящее имя поэта Цветика? Это только для больших любителей «Приключений Незнайки и его друзей». Какое настоящее имя поэта Цветика? Потому что Цветик – это псевдоним. К. ЛАРИНА: Ну, давайте попробуем. Кто догадался, может, кто помнит, кто знает? Интересно. Ало, здравствуйте. И. НОСОВ: Надо листать скорее книжку. К. ЛАРИНА: Говорите. Ой, нет, убежали. Л. НОСОВА: Давайте, это будет супер вопрос. И. НОСОВ: И за это будет супер приз. К. ЛАРИНА: Большой пакет призов. Л. НОСОВА: Это очень большая книга за это будет. И. НОСОВ: «Большая книга Незнайки». К. ЛАРИНА: Ало, здравствуйте. Да. Что ж такое. Л. НОСОВА: А потому что никто не знает. К. ЛАРИНА: Ало, здравствуйте. И. НОСОВ: Какое настоящее имя поэта Цветика? К. ЛАРИНА: Ну, давайте еще два звонка, и если нам не повезет, то я скажу, чтобы на смс присылали. Может, там будет получше. (МУЗЫКА). Как здорово. Спасибо. Это по телефону музыка. И. НОСОВ: Я думал, у нас перерыв. К. ЛАРИНА: Это сигнал? Нет. Это нам кто-то позвонил и пустил нам музыку в эфир. Ало, здравствуйте. СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ало, здравствуйте. Его звали Пудиком. И. НОСОВ: Пудик. К. ЛАРИНА: Действительно как-то неблагозвучно. И. НОСОВ: Пудик. И он был человеком искусства, решил стать Цветиком. Л. НОСОВА: «Большая книга Незнайки». Надо это отметить. К. ЛАРИНА: Как зовут тебя? СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Настя. К. ЛАРИНА: Настя – это твое настоящее имя или псевдоним? НАСТЯ: Настоящее. К. ЛАРИНА: Настя, молодец, скажи, пожалуйста, тебе подсказали, или ты действительно сама запомнила? И. НОСОВ: А это не важно. НАСТЯ: Книжку полистала. И. НОСОВ: Правильно сделала. К. ЛАРИНА: Молодец, Настя. И. НОСОВ: Ты умеешь учиться, надо уметь листать. Еще вопрос? К. ЛАРИНА: Конечно. И. НОСОВ: Хорошо. В какой город прилетели коротышки на воздушном шаре? Они летели на воздушном шаре, а какой город они прилетели из своего Цветочного города? К. ЛАРИНА: Ало, здравствуйте, ало. Говорите. В какой город прилетели коротышки на воздушном шаре? СЛУШАТЕЛЬ: Ало. А вариант ответа? К. ЛАРИНА: Москва, Париж, Лондон. И. НОСОВ: Ну, хорошо… К. ЛАРИНА: Не надо! Ну, не надо. И. НОСОВ: Не надо. Это простой вопрос. СЛУШАТЕЛЬ: Ало, здравствуйте. В Зеленый город. И. НОСОВ: Все правильно. В Зеленый город. К. ЛАРИНА: А там кто жил? И. НОСОВ: Там жили в основном малышки. К. ЛАРИНА: Малышки девочки. СЛУШАТЕЛЬ: А Змеевке жили коротыши. К. ЛАРИНА: Как зовут Вас? СЛУШАТЕЛЬ: Арсений. И. НОСОВ: Арсений знает произведение очень хорошо. К. ЛАРИНА: Прости, отключила уже. Спасибо. Арсений. И. НОСОВ: Следующий вопрос, кто из коротышек изобрел ракету для полета на Луну? Как звали коротышку, который изобрел ракету? К. ЛАРИНА: Пожалуйста. 363-36-59. Если уж Пудика вспомнили, я думаю, ответ на этот вопрос должны знать. И. НОСОВ: Простой вопрос. К. ЛАРИНА: Ало, здравствуйте. Кто ракету изобрел? СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Знайка. И. НОСОВ: Конечно. К. ЛАРИНА: Ну, кто еще мог изобрести ракету. Ну, конечно же. А тебя как зовут? СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Маша. К. ЛАРИНА: Маш, ты откуда звонишь? МАША: Из Челябинска. И. НОСОВ: Как далеко от Москвы. К. ЛАРИНА: Спасибо тебе, Маша, дорогая, телефон твой записали. Жди посылку из Москвы. Лиля, не хотите? Мы должны услышать голос красивый женский. Л. НОСОВА: Ну, хорошо, уговорили. Хорошо, теперь мы не про Незнайку. Назовите, пожалуйста, три самые известны повести Николая Носова. Варианты… И. НОСОВ: Не надо. Вариантов не давай. К. ЛАРИНА: Три самые известные повести Николая Носова. Ну, думаю, что здесь могут быть самые разные варианты. И. НОСОВ: Ну, в принципе три самые известные легко назвать. К. ЛАРИНА: Которые мы сегодня не раз уже вспоминали. И. НОСОВ: Да. Об одной уже точно говорили. К. ЛАРИНА: Ало, здравствуйте. СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Ало, здравствуйте. Это «Витя Малеев в школе и дома». Л. НОСОВА: Правильно. СЛУШАТЕЛЬНИЦА: А Незнайку не надо называть? Л. НОСОВА: А это не повести, это сказочка. СЛУШАТЕЛЬНИЦА: «Веселая семейка». Л. НОСОВА: Правильно. М. ПЕШКОВА: И последняя осталась. И. НОСОВ: Тоже про животных. Л. НОСОВА: Про насекомых. СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Подскажите, пожалуйста. И. НОСОВ: Подсказку сделать маленькую. Дневник… СЛУШАТЕЛЬНИЦА: «Дневник Коли Синицына». К. ЛАРИНА: Правильно. Молодец. Как зовут тебя? СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Марина. К. ЛАРИНА: Марин, ты все это прочитала? МАРИНА: Да. К. ЛАРИНА: Какая умница. Сколько тебе лет? МАРИНА: 11. К. ЛАРИНА: Молодчина. Марина поздравляем. Марина, ты откуда звонишь. МАРИНА: Из Москвы. К. ЛАРИНА: Спасибо тебе, дорогая Мариночка. Отличный ответ. Просто на радость. Ну, что еще успеваем один. И. НОСОВ: Два вопроса. Л. НОСОВА: Еще два осталось у нас. К. ЛАРИНА: Ну, давайте быстренько. Л. НОСОВА: В каком классе учились герои повести «Витя Малеев в школе и дома»? К. ЛАРИНА: Это я помню. Когда у меня сын перешел в этот класс, я торжественно вручила эту книжку. Л. НОСОВА: Любимое произведение нашей дочери. К. ЛАРИНА: Замечательно. И. НОСОВ: В каком классе учились герои повести «Витя Малеев в школе и дома»? К. ЛАРИНА: Ало, здравствуйте. СЛУШАТЕЛЬ: В первом. К. ЛАРИНА: Нет. Л. НОСОВА: В первом проблем не так уж и много с учебой. К. ЛАРИНА: Еще попробуем. Ало, здравствуйте. СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Это я опять, Арсений. Я просто хотел сказать Игорю Носову, что я с Вами разговаривал на нон-фикшн. И. НОСОВ: А, все, я вспомнил о тебе. Мы с тобой потом долго еще стояли и разговаривали одни. АРСЕНИЙ: А Витя Малеев учился в 4м классе. И. НОСОВ: Здорово. Ну, замечательно. Л. НОСОВА: У тебя теперь две книжки. И. НОСОВ: Передай привет папе. АРСЕНИЙ: Хорошо. К. ЛАРИНА: Арсений, спасибо. Очень важное уточнение. Спасибо тебе большое. Л. НОСОВА: И последний вопрос. Как звали собаку Кости Шишкина в повести «Витя Малеев в школе и дома»? К. ЛАРИНА: Ну, вообще. Ну, давайте попробуем. Собака Кости Шишкина из повести «Витя Малеев в школе и дома» кто знает? И. НОСОВ: Которую они дрессировали. Ало, здравствуйте. Пожалуйста. СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Лобзик. Л. НОСОВА: Правильно. Лобзик. Абсолютно верно. Л. НОСОВА: Дети все знают. К. ЛАРИНА: Потому что читатели. Молодцы. Как зовут тебя? СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Лена. К. ЛАРИНА: Лена, спасибо, молодчина. Ну, что же, по-моему, мы удачно провели эти 20 минут. Мне было очень приятно познакомиться с Вами. Давайте дружить домами в буквальном смысле. Потому что у нас был Носовский дом сегодня в гостях, я так понимаю. Всяческих Вам удач. Про творческие планы не спросили. Но давайте мы сейчас, может быть, договоримся о какой-нибудь следующей встрече, и, может быть, встретимся и почитаем побольше вместе вслух. И. НОСОВ: Давайте. Назначьте время, и если мы будем в Москве, мы обязательно придем с удовольствием, оставим детей… К. ЛАРИНА: А вы не в Москве живете? И. НОСОВ: Нет, в Москве. Но просто, если не уедем, каникулы вдруг будут весенние, зимние. К. ЛАРИНА: Понятно. Хорошо. Спасибо Вам огромное. Итак, Игорь и Лилия Носовы – наши сегодняшние гости. До встречи, спасибо, до свидания. И. НОСОВ: Спасибо. Л. НОСОВА: До свидания.

Чарли Блек: Эфир 2: 10 января 2009 Истории для детей <...> К. ЛАРИНА: Ну что, телефон, я вижу, уже работает, вы звоните. 363–3659. И давайте быстренько чего-нибудь разыграем. Уж коль у нас с вами «Незнайка» впереди, я думаю, что «незнаечные» вопросы для вас обязательно приготовит семейство Носовых. Давайте пока тренируемся на «Незнайках». Итак, внимание. Про «Незнайку» давайте поговорим. Первый вопрос. «Приключения Незнайки и его друзей». Что торопился съесть на воздушном шаре Пончик, надеясь, что тогда шар станет легче? Отвечаем на этот вопрос. Пожалуйста: 363–3659. Алло! Здравствуйте! СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Пирожки. К. ЛАРИНА: Пирожки? СЛУШАТЕЛЬ: Да. К. ЛАРИНА: Нет, неправильный ответ. На воздушном шаре летели, и пончик все говорил: надо это съесть, тогда шар станет легче. Давайте еще раз попробуем. 363–3659. Пока не подсказываю. Наверняка, должны знать правильный ответ. Алло! Здравствуйте! СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Пончик. К. ЛАРИНА: Что хотел съесть? СЛУШАТЕЛЬ: Пончик. К. ЛАРИНА: Нет, не пончик. Ох, неужели так сложно? Алло! Здравствуйте! СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Сахар. К. ЛАРИНА: Сахар — это правильный ответ. Ну, слава тебе Господи. Как тебя зовут? СЛУШАТЕЛЬ: Федя. К. ЛАРИНА: Федя, прими поздравления. Молодчина. СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо. К. ЛАРИНА: Это правильный ответ. Федор у нас первый победитель. Мы записываем номер его телефона. Фу! Дальше поехали. На воздушном шаре летим, летим, летим — летим мы на воздушном шаре и смотрим вниз, и видим, что за воздушным шаром бежит собачка Булька — так подумал Незнайка. А на самом деле, что же это оказалось — то, что бежало внизу, под воздушным шаром, и то, что Незнайка принял за собачку Бульку? Это оказалось всего лишь… 363–3650. Пожалуйста, кто ответит на этот вопрос? Алло! Здравствуйте! Кто говорит? СЛУШАТЕЛЬ: Вася. К. ЛАРИНА: Что сказал Вася? Что же бежало за воздушным шаром? СЛУШАТЕЛЬ: Коротышки. К. ЛАРИНА: Нет, не коротышки. Еще раз. Алло! Здравствуйте! — Маленькое, черненькое двигалось внизу, под воздушным шаром, и подумал Незнайка, что это собачка Булька, а это оказалась всего лишь… Алло! Здравствуйте! СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Это бежала тень от воздушного шара. К. ЛАРИНА: Это бежала тень от воздушного шара, совершенно верно. Как тебя зовут? СЛУШАТЕЛЬ: Марина. К. ЛАРИНА: Марина, спасибо. Это правильный ответ. И твой телефон мы тоже записали. Как-то беседуя со своим другом Гунькой Незнайка назвал воздушный шар очень смешным словом — каким? Пожалуйста, на что же он похож? Это был воздушный, по словам Незнайки… 363–3659 — телефон прямого эфира. Кто правильно ответит на этот вопрос? Алло! Здравствуйте! СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Здравствуйте! С праздниками Вас прошедшими. Сейчас даю ребенка. К. ЛАРИНА: Спасибо. Вас тоже. СЛУШАТЕЛЬ: Воздушный пузырь. К. ЛАРИНА: Это правильный ответ. «Воздушный пузырь», — сказал Незнайка. Как тебя зовут? СЛУШАТЕЛЬ: Наташа. К. ЛАРИНА: Наташ, молодчина. Спасибо тебе большое. Записали твой телефон. И это правильный ответ. Так. Давайте-ка к другой какой-нибудь сказочке обратимся. Можно, конечно, про «Незнайку в Солнечном городе» вспомнить. В кого — в какое животное превратил Незнайка коротышку Листика в Солнечном городе? Это трагическая история. 363–3659. Кто ответит на этот вопрос? Алло! Здравствуйте! СЛУШАТЕЛЬ: Осел. К. ЛАРИНА: Осел — правильно. В осла превратил. Как тебя зовут? СЛУШАТЕЛЬ: Аня. К. ЛАРИНА: Спасибо, дорогая Аня. Телефон твой записали. И это правильный ответ. Чем намазывали скамейки в театре режиссера Штучкина? Я напомню, это уже произведение под названием «Незнайка в Солнечном городе». Чем смазывали скамейки в театре режиссера Штучкина? Пожалуйста, отвечаем на этот вопрос. Подскажу, что прилипали зрители — не могли уйти со спектакля, чтоб до конца досидели. Давайте, попробуем на этот вопрос ответить. Кстати, очень хороший метод — можно использовать и сегодня театральным режиссерам. 363–3659. Алло! Здравствуйте! СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Медом. К. ЛАРИНА: Ну, вот ход мыслей правильный, но не медом. Медом опасно — слетятся всякие мухи. Это тоже кое-что липкое, но не мед. Несъедобное, подскажу я вам. Алло! Здравствуйте! СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Может, клеем. К. ЛАРИНА: Похоже, но не клеем. Это природный клей, подскажу я так. Не специальный клей, а природный. Вот что такое в природе у нас клеится, что можно обнаружить на всяких деревьях (шепотом говорю я)? Алло! Здравствуйте! СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Сейчас ребенка позовем. К. ЛАРИНА: Давайте. СЛУШАТЕЛЬ: Смола. К. ЛАРИНА: Правильный ответ — смола. А тебя как зовут? СЛУШАТЕЛЬ: Артем. К. ЛАРИНА: Спасибо тебе большое, дорогой Артем, за правильный ответ. Твой телефон мы тоже записали. Ты у нас тоже победитель. Ну все, кончилась разминка интеллектуальная. Сейчас у нас будут новости. А потом встречаемся с семейством Носовых. «Снег идет» — это Пастернак, а не Евтушенко», — пытаются поправить меня добрые люди. Добрый человек, речь идет о стихотворении «А снег идет» — это стихи Евгения Евтушенко. Песня, которую, по-моему, пела когда-то Гелена Великанова. Тут могу ошибиться. Короче говоря, песня на стихи Евгения Евтушенко и на музыку Андрея Эшпая. «А снег идет, а снег идет…» — это как раз стихи Евтушенко. А «Снег идет, снег идет…» — это, конечно, Пастернак и Сергей Никитин. Но это — другая история. НОВОСТИ К. ЛАРИНА: А теперь возвращаемся в «Детскую площадку». Я приветствую Майю Пешкову. Майечка, доброе утро! М. ПЕШКОВА: Доброе утро! К. ЛАРИНА: А в гостях у нас, как справедливо заметил наш слушатель Саша, внуки и внучки Незнайки. Целое семейство Носовых в нашей студии — Игорь, Лилия и Настя. Игорь, доброе утро! И. НОСОВ: Доброе утро! К. ЛАРИНА: Лилия, доброе утро! Л. НОСОВА: Доброе утро! К. ЛАРИНА: И — Настя, доброе утро! Настя тоже писатель. Насть, чего сочиняешь, расскажи нам. Н. НОСОВА: Сказки и рассказы про котенка Жорика. К. ЛАРИНА: А, то есть у тебя даже уже есть свой герой любимый, которого ты придумала. Н. НОСОВА: Да. К. ЛАРИНА: А ты с кого-нибудь его списывала или придумала? Н. НОСОВА: Придумала. К. ЛАРИНА: А настоящего котенка не было перед глазами? Н. НОСОВА: Есть. К. ЛАРИНА: Как его зовут? Н. НОСОВА: Жорик. К. ЛАРИНА: Так вот в чем дело — нестоящий котенок Жорик. И он так себя и ведет, как ты написала? Н. НОСОВА: Да. К. ЛАРИНА: Что он там делает у тебя особенного? Н. НОСОВА: Он очень ленивый. К. ЛАРИНА: То есть особенно ничего не делает. Н. НОСОВА: Да. Он делает, когда ему сказали что-нибудь — что его не будут кормить или еще что-то. Он, конечно, это делает. К. ЛАРИНА: Кого-то он мне напоминает… Хорошо. И что он в итоге у тебя делает — убирается в квартире, пылесосит, готовит, моет посуду? Н. НОСОВА: Нет. И. НОСОВ: Честно, что он у тебя обычно делает? Н. НОСОВА: Ну, вообще-то, можно сказать, он любит только лежать на диване — и все. Если на него кричат, то он идет, ловит мышей, но если сказали ему, что не будут кормить, он идет поймать кого-нибудь еще. А потом, если не получилось, идет, ловит мышей в дом. И. НОСОВ: А кого он мог поймать еще, я не понял, кроме мышей? Н. НОСОВА: Рыбу. И. НОСОВ: А, рыбу! Если кормить не будут… Имеется в виду на пропитание. К. ЛАРИНА: То есть сам себе будет добывать пропитание. Ну, все правильно. Логика железная. Много ты написала уже сказок и рассказов про котенка Жорика? Н. НОСОВА: Ну, у меня не только про Жорика. У меня еще и про кота Пашку. И. НОСОВ: Целая компания. Н. НОСОВА: Этот тоже был раньше кот… Только он умер. И. НОСОВ: Видите, прототип умер уже. К. ЛАРИНА: Зато память увековечена уже. Уже мы будем про него читать. Когда книжки твои выйдут уже? Н. НОСОВА: Не знаю. И. НОСОВ: Говори честно, что не знаешь, а то скажешь «завтра»... Л. НОСОВА: Она хотела, чтобы художница, которая нам иллюстрирует книжки, нарисовала. Она говорит: «Насть, нарисуй сама — это же интересно». Она говорит… И. НОСОВ: «Нет, я буду просить, чтобы она нарисовала». К. ЛАРИНА: Ну что, действительно есть шанс, чтобы книжки вышли Настины? И. НОСОВ: Я думаю, что это вопрос слишком серьезный. Мы относимся к литературе серьезно. Детское творчество — это не всегда литература. Это зачатки литературы. Л. НОСОВА: Хотя, вы знаете, очень забавно. Она читает — на самом деле забавно. К. ЛАРИНА: Это вообще проявления замечательные. Ни в коем случае не надо с ними бороться. И. НОСОВ: Мы не боремся — мы серьезно к этому относимся. К. ЛАРИНА: Ты в каком классе учишься, Настя? Н. НОСОВА: В 4-ом. К. ЛАРИНА: Наверное, по литературе у тебя пятерки, да? Н. НОСОВА: Да. Л. НОСОВА: Знаете, она читает очень хорошо вслух, наверное, лучше меня. Но она не выучила стих — ей поставили 2. И получилась четверка в четверти. К. ЛАРИНА: Как обидно. Какое же стихотворение ты не выучила? Н. НОСОВА: Я не помню. И. НОСОВ: Так и не выучила. Н. НОСОВА: Потому что у меня было двойки три, наверное. И. НОСОВ: Ах, вот!.. Мы не знали. Мы знали, что одна. К. ЛАРИНА: Вот что выясняется в прямом эфире. А за что обычно двойки получаешь? Л. НОСОВА: За стихи, да? Н. НОСОВА: Да. К. ЛАРИНА: Не любишь стихи? И. НОСОВ: Она не любит их учить. К. ЛАРИНА: А читать? Н. НОСОВА: Читать — да. И. НОСОВ: Читать вообще любит. К. ЛАРИНА: У нас семейство, как вы поняли, читающее и пишущее. Еще раз повторю — это семейство Носовых. Еще раз назову имена — Игорь, Лилия и Настя. Конечно же, мы сегодня будем разыгрывать книжки. А какие — Майя, ты нам скажи, какие книжки мы сегодня будем разыгрывать… Или вот — Игорь скажет. И. НОСОВ: У нас сборник рассказов… Пожалуйста — М. ПЕШКОВА: Сборник рассказов «Живая шляпа». К. ЛАРИНА: Это Николая Носов, конечно же. М. ПЕШКОВА: И тут книга тоже Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Рассказы «Клякса» — тоже Николай Носов. И. НОСОВ: У нас есть вот эти книжки — М. ПЕШКОВА: Игорь Носов «Женькин клад». И. НОСОВ: То, что у нас сейчас лежит на столе. Я так знаю, что у нас есть еще книжки, наверное… К. ЛАРИНА: Да у нас книжек полно. Носовские закрома. Так что все это сегодня обязательно получите. Я напомню телефон прямого эфира нашим слушателям: 363–3659. И хочу несколько зачитать реплик, которые пришли на наш сайт до начала программы. Вот, во-первых: «Незнайка на Луне», — пишет Татьяна из Ростова, — лучшая книга, прочитав которую в 7-летнем возрасте, я приобрела представления об экономике, которых не испортили «знания», полученные во время учебы на экономическом факультете вуза. А аспирантура была окончена с большим успехом. Вечная книга! Всегда интересовал один вопрос, — пишет Татьяна, — вот уже 35 лет: как удалось детскому писателю в эпоху застоя написать такую замечательную книгу, что стало теоретической основной шедевра и источником точных, практических наблюдений?». И. НОСОВ: О какой книге идет речь? К. ЛАРИНА: «Незнайка на Луне». Она, конечно, стоит особняком. Я тут согласна с Татьяной. Еще несколько слов добавлю от Лили (тоже экономиста — обратите внимание). Лиля пишет: «В детстве очень любила книги про Незнайку, и сейчас люблю. Но только недавно, читая ребенку про путешествие в Солнечный город, заметила и удивилась, насколько Носов не люблю джаз и стиляг. Как едко высмеивал и издевался над ними в образах ослов Брыкуна, Пегаса и Калигулы. А «Незнайка на Луне» — такая мощная антикапиталистическая пропаганда. Надо же, как странно и забавно перечитывать во взрослом возрасте детские книжки. Дело, конечно, прошлое, но за джаз обидно», — пишет Лиля. И еще. Тоже про «Незнайку на Луне». Пишет Александр, студент, из Москвы: «Незнайка на Луне» — это книга для детей или замаскированная книга для взрослых? Как вы думаете, читала ли эту книгу руководство страны, и какие выводы оно сделало? Можно ли детям показывать карикатуры? — Спрашивает Александр. — Вот, например, Биструпа. У меня три дочки. Одна школьница. Можно ли детям слушать радио, и с какого возраста?», — спрашивает Александр. Вот сколько вопросов. По поводу «Незнайки на Луне», может быть, Игорь несколько слов скажет про эту книгу. И. НОСОВ: По поводу «Незнайки на Луне» я скажу такую вещь. По поводу того, что это пропаганда или антипропаганда какого-то образа жизни. Я думаю, как, в общем-то, любая серьезная литература, она правдива — эта книга. А если это правда, то надо видеть в жизни и хорошее, и плохое. И в любом социальном строе и устройстве есть хорошие вещи и плохие, есть хорошие черты и плохие. Недаром серьезные люди (такие, как господин Саркози) заявляют о новом варианте капитализма. Это же не просто так. Потому что и при капитализме, и при социализме, и при других устройствах, которых мы, может быть, даже еще не знаем, есть свои проблемы, которые нужно решать, разрешать и улучшать. Л. НОСОВА: Особенно сейчас. И. НОСОВ: Особенно сейчас. Поэтому это, конечно, была никакая не пропаганда. Это была серьезная литература, которая вскрывала массу проблем, которые существуют в экономике любого устройства, любой социальной системы, и книга, которая рассказывала о том, какие возникают проблемы вообще в жизни у любого коротышки — речь-то идет о коротышках — и у богатого, и у бедного. Там же богатые и бедные коротышки. К. ЛАРИНА: Кстати, основы рыночной экономики, я тут согласна с нашей слушательницей, как раз почерпнуты именно из книжки Николая Носова «Незнайка на Луне», безусловно. И. НОСОВ: Удивительная вещь — совсем недавно мы договорились, и была издана книжка очень небольшим тиражом, для подарков. Серьезные системы консалтинговые, которые просто сделали комментарии специалистов к каждой главе, что правильно и что неправильно делали там, например, Скуперфильд, Незнайка, мистер Понч (Пончик), почему они не смогли добиться чего-то, что нужно было сделать, чтобы был бы успех и так далее. То есть это действительно скелет для понимания многих экономических процессов. К. ЛАРИНА: И потом Николай Носов как большой писатель, безусловно, обладал своеобразным даром предвидения. Это уж точно. Но еще про книжку можно вспомнить «Незнайка в Солнечном городе». Поскольку впервые именно в этой книжке мы увидели прообраз нынешней аудиокниги. Не сказок разыгранных, не радиоспектаклей, а именно аудиокнига. Когда в отеле читали сказки на ночь посетителям. И. НОСОВ: И вспомните бормотограф. Это ж тоже очень любопытно. К. ЛАРИНА: Тогда мы еще даже не знали, как это называется. И. НОСОВ: Нет, конечно, специалисты знали и где-то это знали. Но многие вещи были не то что предсказаны, они были еще раз проработаны в уме писателя, для того чтобы специалист, который будет этим заниматься, имели какие-то новые для себя представления о предмете, которым нужно было бы заниматься. К. ЛАРИНА: Настя, не скучай. У нас взрослые разговоры. Расскажи нам про своего Незнайку. Ты вообще помнишь, как впервые познакомилась с этим персонажем? И когда ты поняла, что ты имеешь к нему очень близкое отношение? Н. НОСОВА: Нет. И. НОСОВ: Не помнит… Это было так естественно, наверное, что человек этого не помнит на самом деле, маленький. Как и я не помню этого. Л. НОСОВА: Мы ей сначала ставили, когда нам давали образцы. И. НОСОВ: Это она была совсем маленькая. Л. НОСОВА: Как ленивые родители, чтобы меньше читать, стали ей рассказы. И она их знала наизусть. Просто я даже поразилась, года 4 ей было — она просто наизусть знала рассказы и «Незнайку». А потом я говорю: «Насть, почитай «Незнайку». Она сразу же: «Не хочу». И вот только недавно она прочитала «Незнайку». И. НОСОВ: Она перечитывать его стала. Л. НОСОВА: Да, она в принципе его помнит. Но книжку саму она прочитала только недавно. Сколько — месяц назад, может? И. НОСОВ: Нет, ну, это «Солнечный город» она перечитывала. «Приключения» она читала, потом их откладывала. А вот рассказы и повести она и слушала и читала с гораздо большим удовольствием. Наверное, потому что они гораздо более реалистичнее, может быть. К. ЛАРИНА: Да. Кстати, я сейчас с таким чувством нежности перелистываю эту книгу сборников и рассказов «Живая шляпа». У меня просто действительно ощущения из детства. Насколько я помнила наизусть все эти сюжеты. Мы их друг другу пересказывали. Я даже помню, что мы их рассказывали друг другу… И. НОСОВ: «Бобик в гостях у Барбоса»... К. ЛАРИНА: Ну, «Бобик в гостях у Барбоса», кстати, — одно из великих, по-моему, произведений, уже ставших классикой, и в мультипликации. Голосами же говорит Юрия Никулина и… И. НОСОВ: Табакова. К. ЛАРИНА: И Олега Табакова. Блестящий мультипликационный фильм. И. НОСОВ: Очень приятно, когда такой сплав разных артистов возникает в произведении. К. ЛАРИНА: Ну, расскажи нам еще раз, Насть, — про «Незнайку» теперь. Ты с ним познакомилась… И. НОСОВ: Какое-нибудь свежее впечатление из «Солнечного города», например. Что тебя вдруг поразило? Вот ты перечитывала что-то. Н. НОСОВА: Мне не представлялись даже машины, которые были там придуманы. И. НОСОВ: Ты их как-то пропустила раньше — эти машины, да? Н. НОСОВА: Да. Я не думала о таком. Обыкновенная машина. А когда прочитала, что машины и летают, и плавают… И. НОСОВ: Это тебя поразило в очередной раз. Н. НОСОВА: Да. Мне очень понравилось. И. НОСОВ: Она просто повзрослела и стала обращать внимание на автомобили, на приборы. К. ЛАРИНА: А в школе знают вообще, что ты правнучка «Незнайки»? Н. НОСОВА: Да. К. ЛАРИНА: И что говорят по этому поводу? Не дразнят? Л. НОСОВА: Ничего. Н. НОСОВА: Некоторые мне не верят. К. ЛАРИНА: Серьезно? Н. НОСОВА: Есть такие. Некоторые говорят: «Что ты придумываешь, ведь это неправда — скажи сразу». Я говорю: «Это правда. Хотите — спросите у родителей». И. НОСОВ: А родители редко ходят в школу. К. ЛАРИНА: Не жалуются учителя? И. НОСОВ: На то, что мы редко ходим в школу? К. ЛАРИНА: Нет. Если не ходите в школу, значит все в порядке. И. НОСОВ: Нет, обычно родители не ходят в школу, когда все уже совсем плохо. У нас тот самый случай. Это очень прагматичные родители ходят, когда плохо, а не прагматики, наоборот, они ходят поначалу, а потом перестают ходить, когда видят, что исправить это невозможно или просто уже не нужно. К. ЛАРИНА: Нет, исправлять ничего не нужно. По-моему, человек самодостаточный растет. Развивается правильно. И. НОСОВ: Что не меняй, оно все будет расти туда, куда надо. К. ЛАРИНА: Куда направлено изначально. И. НОСОВ: Как не стриги куст, один год пройдет и он вырастет, как ему хочется. К. ЛАРИНА: Так что, Настя, расти, как тебе хочется! И. НОСОВ: Нет, ну так уж, конечно, нельзя. Это будет не педагогичный разговор, по радио тем более. Надо стричь всегда, как нужно. К. ЛАРИНА: Все же прекрасно понимают, что направление верное. И. НОСОВ: Некоторая свобода в воспитании нужна, и в школьной — тоже. К. ЛАРИНА: За оценки не ругаете? И. НОСОВ: Ругаем, конечно. А иногда — уже понимаем, что это бесполезно. Л. НОСОВА: Ну, почему. Посмотрите, она ходит в музыкальную школу, сольфеджио учит, играет прекрасно, а в школе у нее 3 по музыке. И. НОСОВ: А в простой школе у нее 3 по музыке. У меня есть подозрение, что, может, и по другим предметам не все оценки не соответствуют действительности — и пятерки, и тройки. То есть и пятерку можно получить, будучи троечницей, и, наоборот, получить тройку, зная на пятерку. К. ЛАРИНА: Знаете, вы рассказываете — точно такой же эффект был у моего ребенка. Он тоже в музыкальной школе учился, и учится. В начальной школе, когда была музыка и пение, у него тоже там все время были тройки. Но, мне кажется, не знаю, как у Насти, поскольку он себя чувствовал уже таким мастером музыкальным, он с некоторым высокомерием и пренебрежением относился к тому, что они там поют какие-то песни хором. Все это вызывало у него какое-то раздражение. И. НОСОВ: А потом, может быть, он думал, что учитель не учился в музыкальной школе. К. ЛАРИНА: Мне кажется, что наш учитель по пению точно не учился в музыкальной школе. И. НОСОВ: О нашем мы ничего не хотим сказать дурного. Нам еще учиться, поэтому мы не будем этого говорить. К. ЛАРИНА: Это все про тебя мы рассказываем, Настя. Н. НОСОВА: По музыке у меня не за то, что я не знаю. Л. НОСОВА: А за поведение? Н. НОСОВА: Не то чтобы за поведение, просто музыка — это у нас такой занудный предмет, что там ничего не интересно. К. ЛАРИНА: А что вы там — песни поете или что вы там делаете — в школе? Л. НОСОВА: Настя, в школу я тебе советую больше не ходить. И. НОСОВ: После этой передачи. К. ЛАРИНА: Что вы делаете там? Пение или музыка называется? И. НОСОВ: Что вы делаете на уроке музыки? Быстренько. Н. НОСОВА: Сначала учитель спрашивает, что было на прошлой теме. Бывают, конечно, ученики, которые помнят это все, записывают. Я это не записываю. Большинство учеников — тоже. К. ЛАРИНА: Поэтому она уже расстраивается. Л. НОСОВА: Это он. К. ЛАРИНА: Уже расстроился изначально, что никто не помнит, что было на прошлом уроке. Н. НОСОВА: Поем там… К. ЛАРИНА: А какие песни у вас в репертуаре? Что вы там поете? Л. НОСОВА: Гимн Российской Федерации. К. ЛАРИНА: Что — каждый урок? И. НОСОВ: Ну, бывает. Учили гимн? Н. НОСОВА: Не учили — мы начинаем. К. ЛАРИНА: А еще? И. НОСОВ: Какую-нибудь песню — хоть одну. Н. НОСОВА: Мы пели много «В траве сидел кузнечик». И. НОСОВ: Это у вас концерт был, и вам нужно было спеть. Н. НОСОВА: Все равно, мы просто пели. К. ЛАРИНА: Вот тут хотя бы все поняли, что эта песня написана для тебя? И. НОСОВ: Да, в прогнозах, так сказать, она была. Нет, не верят до сих пор, по-моему. К. ЛАРИНА: А мне кажется, что, может быть, дети вообще не понимают, что кто-то придумал Незнайку, что быть такого не может — это персонаж, который был всегда. И. НОСОВ: Я думаю, что это не совсем так. Я думаю, что такое возможно. Незнайка — это очень персонаж популярный. И, может быть, кто-то думает, что это чуть ли не народная сказка. К. ЛАРИНА: В том-то все и дело. И. НОСОВ: Но это не совсем так. Потому что все-таки у нас люди достаточно культурные в стране всегда были, с точки зрения чтения литературы. Это не пропаганда опять бывшей жизни. И к детской литературе родители, бабушки, дедушки серьезно относятся. К. ЛАРИНА: Пока еще традиции соблюдаются. И. НОСОВ: Да. И поэтому я думаю, что все как бы берут книжку и знают, что эти стихи написал такой-то автор, эту сказку — такой-то автор. Поэтому вряд ли происходит такая вещь, о которой Вы говорите. Может быть, уж у каких-то совсем маленьких детей такое впечатление есть. Но когда ребенок подрастает… Например, когда он приходит в школу, уже в 1–2 классе есть в программе какие-то рассказы Николая Носова. Хочет он или не хочет, учитель ему говорит: вот это рассказ такого-то писателя, это — такого-то, он написал такие-то книжки, такие-то. К. ЛАРИНА: Ну, школьная программа по литературе — это отдельная история. Здесь очень многие вещи наоборот отвращают, к сожалению, от чтения, чем приобщают к нему. И. НОСОВ: Не только в литературе. Я считаю, что многие математические аспекты в школе настолько сложны, что они отвращают даже родителей от занятий с детьми, чего говорить о детях. К. ЛАРИНА: Настя, что вы там по литературе проходите? Н. НОСОВА: Мы читаем разные сказки и рассказы. Мы читаем сказки Драгунского. Сказки Носова очень редко попадаются. И. НОСОВ: Еще что читали, например? Толстого, наверное, читаете. Н. НОСОВА: Толстого читали, да. И. НОСОВ: Слава Богу! Приятно. К. ЛАРИНА: Ну, классика. Есть все-таки то, что называется «культурный код» страны. Безусловно, без Агния Барто, без Маршака, без Заходера, без Драгунского, без Носова невозможно считаться полноценным гражданином Российской Федерации. Слава Богу, пока еще все это понимают, правда? И. НОСОВ: Но лучше, наверное, больше читать былины, басни Крылова, мне так кажется, русские народные сказки, Толстого. К. ЛАРИНА: Не знаю. А советская литература — хотя бы те имена, которые я перечислила? Они были, и будут. И. НОСОВ: Мне приходилось учиться в школе тоже — в советской школе, когда нас заставляли много читать. Потом мне приходилось учиться в университете, и меня тоже заставляли… К. ЛАРИНА: А это чувствуется, что Вы читатель. И. НОСОВ: Мне приходилось читать, я так скажу. Что я получал большую радость от чтения былин — я не буду врать, у меня этого не было. Потому что это, понимаете, совсем другой язык, совсем другой исторический срез. И делать вид «ах, какое это счастье — прочесть былину» — это кривить душой. К. ЛАРИНА: Знать хотя бы, что такое было до всего. И. НОСОВ: Конечно. Но сказки в разном изложении и переложении, Афанасьева или кого-то, — это читать можно, это интересно и детям это нравится. Я уверен, что Настя читала сказки с гораздо большим удовольствием, чем другие книги. У нее вот страсть была читать сказки и серьезные книжки про зверей, какие атласы — вот такие вещи. Н. НОСОВА: Но не только. И. НОСОВ: Не только. Но сказки она с удовольствием читала. К. ЛАРИНА: Товарищи, мы с вами проболтали все положенное эфирное время. Совсем забыли про то, что нам нужно разыграть книги. И. НОСОВ: Давайте мы быстро разыграем. К. ЛАРИНА: Давайте быстренько попробуем. И. НОСОВ: Вопрос… К. ЛАРИНА: Наушники только возьмите — все, кто их видит. И задаем вопрос. Давайте. И. НОСОВ: Задаем вопрос. Вопрос по произведению «Незнайка в Солнечном городе». Самый простой вопрос. Какие коротышки или кто путешествовал в Солнечный город из Цветочного города? К. ЛАРИНА: Надо их назвать? И. НОСОВ: Да. К. ЛАРИНА: Пожалуйста. Кто же отправился в Солнечный город? 363–3659 — телефон прямого эфира. Алло! Здравствуйте! СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Здравствуйте! Это Незнайка, Пачкуля Пестренький и Кнопочка. И. НОСОВ: Все правильно. К. ЛАРИНА: Ой, молодец! И. НОСОВ: Какую книжку — «Женькин клад» или «Живая шляпа» Вы выбираете? СЛУШАТЕЛЬ: «Женькин клад». К. ЛАРИНА: Отлично. Спасибо большое. Записали. И. НОСОВ: С автографом? К. ЛАРИНА: С автографом — а как же! И. НОСОВ: Договорились. К. ЛАРИНА: Следующий вопрос. И. НОСОВ: Следующий вопрос. Вопрос простой опять-таки. А на чем отправились в Солнечный город эти три героя, которые были названы — Пачкуля Пестренький, Незнайка и Кнопочка? К. ЛАРИНА: Алло! Здравствуйте! СЛУШАТЕЛЬ: Алло! На машине. К. ЛАРИНА: На какой? И. НОСОВ: Да, какая-то была особенно у этой машины? СЛУШАТЕЛЬ: На газированной. И. НОСОВ: Она ездила или что-то еще с ней происходило — с этой машиной? Только по земле могла катиться? Она ж была волшебная… У Незнайки была волшебная палочка. Машина могла, наверное, что-нибудь еще сделать, кроме как ехать… СЛУШАТЕЛЬ: Ездить по горам. К. ЛАРИНА: А еще? СЛУШАТЕЛЬ: Летать. И. НОСОВ: Правильно — летать. Все правильно. К. ЛАРИНА: Как тебя зовут? СЛУШАТЕЛЬ: Сережа. К. ЛАРИНА: Сереж, спасибо тебе большое. Ответ правильный. Мы тебя записали. Давайте дальше. И. НОСОВ: Лиля задаст вопрос. К. ЛАРИНА: Лиля, только в микрофон. Л. НОСОВА: Извините. Как звали друга Вити Малеева? Это Насте надо было задавать — это ее любимая книга. К. ЛАРИНА: Лучший друг Вити Малеева — как же его звали? Пожалуйста: 363–3659. Алло! Здравствуйте! СЛУШАТЕЛЬ: Алло! Его звали Костя Шишкин. К. ЛАРИНА: Костя Шишкин — правильный ответ. А тебя — как зовут? СЛУШАТЕЛЬ: Настя. К. ЛАРИНА: Настя, молодчина. Спасибо. Ответ верный. Записали телефон. И. НОСОВ: А теперь Настя задаст вопрос. К. ЛАРИНА: Насть, пожалуйста. Н. НОСОВА: Чем лечил доктор Пилюлькин коротышек? И. НОСОВ: Какое лекарство основное? К. ЛАРИНА: Чем лечил доктор Пилюлькин коротышек — его любимое лекарство от всех болезней? Пожалуйста: 363–3659. Кто ответит? Алло! Здравствуйте! СЛУШАТЕЛЬ: Касторкой. К. ЛАРИНА: Правильный ответ. Молодец. Как зовут тебя? СЛУШАТЕЛЬ: Вася. К. ЛАРИНА: Вась, спасибо. Давайте последний вопрос зададим. Я попрошу на этот вопрос уже ответить на СМС, чтобы нам несколько слушателей еще выбрать в качестве победителей. И. НОСОВ: А вопрос будет такой. Была подсказка — мы говорили о приборе, который был изобретен специалистом одним из Солнечного города. Этот прибор очень похож на магнитофон. Как он назывался? Как его назвал Николай Николаевич Носов в своем произведении? К. ЛАРИНА: Итак, магнитофон по версии Николая Носова — как он назывался в книге «Незнайка в Солнечном городе»? Присылайте ваши ответы на СМС: +7 985 970–4545. И мы выберем, наверное, человек 5 в качестве победителей. И потом я назову ваши имена. К сожалению, наше время уже закончилось. Очень мне радостно, что сегодня целая семья у нас в гостях. Напомню, это Игорь, Лилия и Настя Носовы. Мы дружим домами, мы уже это поняли. И буквально сейчас, после эфира, мы с Майей Пешковой, наверное, договоримся о следующей нашей встречи. Если вам захочется придти — приходите. И. НОСОВ: Мы с удовольствием приходим. Очень короткая передача. Мы только разогреемся, только посмеемся… К. ЛАРИНА: Давайте. Потому что в следующий раз, я все-таки надеюсь, может быть, Настя нам прочтет какую-нибудь свою историю про котенка Жорика, ладно? И. НОСОВ: Прочтешь? Н. НОСОВА: Да. К. ЛАРИНА: Спасибо вам большое! И. НОСОВ: Спасибо. До свидания! К. ЛАРИНА: Счастливо!

Sabretooth: Чарли Блек пишет: Что торопился съесть на воздушном шаре Пончик, надеясь, что тогда шар станет легче? Отвечаем на этот вопрос. Пожалуйста: 363–3659. Алло! Здравствуйте! ... К. ЛАРИНА: Что хотел съесть? СЛУШАТЕЛЬ: Пончик. Логично ведь можно тогда задать вопросы вроде "Что закрутил Шурупчик" или "В кого чуть не превратился Козлик"

Бофкин: Sabretooth "Что нашел в гараже Винтик"?

боф с улыбкой: Sabretooth "Что ест Бублик?" "Какую рыбу поедала Селедочка"?

tmoss1: "Кто из персонажей 1. Незнайка 2. Знайка знал больше?" "Какого цвета были глаза у Синеглазки?" "Что любил пить Сиропчик?"

tmoss1: Вот интервью с Игорем Носовым, которое мне раньше не попадалось

tmoss1: Ещё одно интервью с Игорем Носовым

tmoss1: Игорь Петрович продолжает судиться с торговыми сетями за интеллектуальную собствееность. Последняя известная пртензия: вот. Правда не особо успешно. Хотел отсудить 630 т.р., а отсудил всего 105 т.р.



полная версия страницы